Центр оказался грамотнее всей России

Индекс цифровой грамотности – 2016

Отдел «Технологии» 01.11.2016, 12:02
Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»

Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провел вторую волну ежегодного всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности». О том, насколько вырос этот показатель и какие регионы лидируют в области интернет-знаний, — в материале «Газеты.Ru».

Безопасность важнее сервисов

Согласно результатам исследования РОЦИТа, которые были презентованы в рамках ежегодной конференции RIW, индекс в 2016 году составил 5,42 пункта из десяти возможных. Годом ранее показатель находился на отметке 4,79 пункта.

В основу индекса легли субиндексы информбезопасности, потребление контента и цифровые компетенции. Если в 2015 году пользовательские знания касались в основном работы с интернет-сервисами и сайтами (потребление контента), то в 2016 году вперед вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший по России 5,57 пункта против 4,86 пункта ранее.

РОЦИТ отмечает, что для многих округов данный показатель являлся болевой точкой. В этом году регионы продемонстрировали улучшение ситуации в сфере цифровой безопасности. Рост зафиксирован в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах.

На рост данного субиндекса повлиял, по данным экспертов, уровень культуры поведения в социальных сетях.

«Уровень цифровой безопасности — ключевой момент, которым должен обладать каждый пользователь», — подчеркнул директор РОЦИТа Сергей Гребенников, представляя результаты исследования.

Вторым по величине значением стал субиндекс цифрового потребления с показателями 5,49 пункта, что на 0,32 пункта больше по сравнению с 2015 годом. Данные, по оценке РОЦИТа, менялись за счет расширения зоны покрытия широкополосного доступа в интернет. Кроме того, население России стало чаще обращаться к интернету как к главному источнику новостной информации. Растет также уровень потребления социальных сетей и расширяется набор цифровых устройств.

Слабым местом российских пользователей, как и годом ранее, по-прежнему остаются цифровые компетенции. Однако этот субиндекс увеличился за год с 4,48 до 5,27 пункта.

РОЦИТ зафиксировал рост на 12% числа финансовых операций в интернете.

Также аналитики выделили повышение уровня производства мультимедийного контента на 15%. По мнению аналитиков, это демонстрирует развитие компетенций работы с социальными сетями.

«Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых компетенций. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения, над которыми мы так старательно работали», — отмечает Гребенников.

Центральный регион вырвался вперед

За 2016 год произошла смена лидера индекса: им стал Центральный федеральный округ (6,78 пункта), чьи показатели выросли почти на 10% и позволили потеснить Северо-Западный регион (6,39 пункта). По данным РОЦИТа, на его отставание повлияло снижение показателя цифровых компетенций.

Третье место занял Уральский федеральный округ (5,07 пункта), который продемонстрировал стабильность: его значения практически не изменились за год. Небольшое улучшение показателей (3%) зафиксировано в Северо-Кавказском округе, который занял четвертую строчку с показателем 3,47 пункта.

Значительной точкой роста в 2016 году стал Приволжский федеральный округ, повысивший свои показатели на 11%, до 4,42 пункта. Регион занял пятое место в рейтинге. Подобный рост обеспечило повышение уровня цифровых компетенций.

В нескольких регионах РОЦИТ отметил снижение значений. Ими стали Сибирский (3,71), Дальневосточный (4,17) и Южный (3,47) федеральные округа .

Снижение показателей последнего объясняется присоединением к нему Крыма, который был аутсайдером и значительно отставал по уровню интернетизации, потребления контента и цифровой безопасности.

В связи с этим рейтинг индекса цифровой грамотности за 2016 год замыкает юг России.

В РОЦИТе полагают, что динамика развития цифровой грамотности в стране высокая и неравномерная. Отмечается, что за год не только увеличилось число интернет-пользователей, но и возросла интенсивность использования онлайн-ресурсов.