Мобильный звонок

Как ученики пользуются интернетом в школах

Игорь Зарембо/РИА «Новости»
Современные школы стараются не отставать от развития интернет-технологий. Однако в погоне за инновациями можно упустить из виду такие понятия, как безопасность и комфорт. Особенности интернетизации московских школ — в материале «Газеты.Ru».

В департаменте информационных технологий (ДИТ) Москвы «Газете.Ru» сообщили, что проникновение смартфонов среди детей школьного возраста достигает в столице 53%. Также у каждого второго ребенка есть собственный планшет.


Аналитики подсчитали, что

93% столичных школьников регулярно пользуются интернетом, проводя в сети несколько часов в день.

«Статистика говорит о том, что бороться с использованием гаджетов, в том числе на уроках, бесполезно — это естественная среда, в которой живут дети практически с рождения», — сообщила пресс-секретарь ДИТ Елена Новикова.

С этого года мэрия вводит так называемую приоритезацию трафика на образовательные ресурсы. «То есть в классе можно будет без проблем смотреть обучающее HD-видео, а вот социальные сети могут и подождать», — пояснили в профильном департаменте.

Интернет-доступ во всех школах уже сейчас предоставляется с так называемым «детским фильтром». В мэрии утверждают, что ограничения производятся по списку Минюста и в соответствии с законом о защите детей от вредной информации специальным программным комплексом на стороне оператора по ключевым словам.

«Компьютеры стоят, доступ к соцсетям есть, ничего не закрыто, хотя порнографию я не искала, но онлайн-игры для девочек открыты. Если серьезно, не думаю, что там стоит какой-либо блок. В общем, у нас все лайтово», — поделилась с «Газетой.Ru» ученица старших классов московской школы.

Выпускник другой столичной школы вспоминает, что в его учебном учреждении доступ к соцсетям был ограничен.

Еще один 16-летний ученик сообщил, что «ВКонтакте» и другие сервисы не заблокированы. А заходить в интернет удобнее с собственного смартфона.

В настоящее время ДИТ в нескольких пилотных школах экспериментирует с Wi-Fi-точками в каждой аудитории.

Школьница, с которой беседовало издание, сообщила, что беспроводной интернет не отключают на время уроков. Но и без Wi-Fi-доступа дети могут использовать мобильную передачу данных.

«Смартфоны иногда собирали у нас на время пробных тестов ЕГЭ и контрольных, но очень редко. Относятся к ним, понятное дело, не очень хорошо, потому что все отвлекаются», — добавила девушка.

Прошлогодний выпускник рассказал о закрытом Wi-Fi-соединении, предназначенном, по всей видимости, для учителей. Подростки периодически пытались взламывать сеть. «Когда-то получалось, когда-то — нет. Но никто особо не пользовался, ибо есть мобильный интернет», — подчеркнул он.

Агрессивный дневник

Молодой москвич поведал «Газете.Ru» о своей младшей сестре, которая собирается во второй класс. Ученица пользуется собственным планшетом с SIM-картой, а занятия со школьными компьютерами пока что не начались.

«Могу совершенно точно сказать, что отношение учителей к электронным дневникам какое-то странное.

Есть у них онлайн-портал, куда выкладывается домашнее задание. Сделан очень плохо, в нулевые сайты и то лучше были. При этом идет очевидный прессинг со стороны учителя на пользование этим порталом», — пожаловался он.

По словам собеседника, если его сестра не расслышала или забыла записать задание, то любая дальнейшая коммуникация с учителем с ее стороны или со стороны семьи заканчивается фразой «на сайте все есть, смотрите там».

Молодой человек добавил, что кроме домашнего задания ресурс содержит интерактивные задачки и полуолимпиады. При этом дети в таком возрасте не всегда разбираются в смартфонах, ноутбуках и планшетах, чтобы одинаково выполнять задания.

«А потом учительница при всех детях — или даже при родителях — может сказать: Вася и Коля — молодцы, а Оля — глупенькая и пользоваться интернетом не умеет», — жалуется москвич.


Собеседник обратил внимание, что педагог подобное говорит до этапа школьного обучения детей владению компьютером.

Куда уходят данные

Еще одна жительница Москвы сообщила «Газете.Ru», что у ее младшей сестры в школе нет открытого доступа в интернет, а уроки информатики в этом учебном учреждении не проводятся. Но онлайн-дневники у школьников есть.

«Как старшая сестра могу сказать, что электронные дневники действительно снижают уровень прогулов и позволяют родителям быть в курсе происходящего с ребенком в школе. Однако мало кто понимает, что обработку данных совершают сторонние компании, а не сами школы», — отметила она. 

По словам девушки,

пролистывая пользовательское соглашение, родители отдают информацию о своих детях лицам, которые порой совершают обработку данных с нарушением закона.

Роскомнадзор периодически отчитывается о работе в области детских конфиденциальных сведений. В 2014 году ведомство выявило более 2500 сайтов, распространяющих в открытом доступе персональные данные несовершеннолетних россиян и их родителей.

Ресурсы, разместившие персональную информацию о детях, имеют отношение к школам, детским садам, интернатам.

Обнаруженные Роскомнадзором данные содержали списки воспитанников детских садов и интернатов, учеников школ с указанием их ФИО, даты рождения, места проживания, а также сведения о социальном статусе родителей и их принадлежности к той или иной льготной категории граждан.

Разрешенный интернет

Задача города, по словам представителя ДИТ, состоит в создании условий, при которых мобильные устройства будут использоваться в образовательных целях. Для этого в Москве создается общегородская платформа электронных образовательных материалов.

«Для учеников там будут электронные учебники, хрестоматии, видео и т.д., а для учителей это инструмент создания сценариев уроков — с интерактивными элементами, тестами, квизами, которые можно выводить на электронную доску или планшеты и телефоны детей», — сообщила Новикова.

Жительница Москвы рассказала «Газете.Ru», что в школе, которую посещает ее ребенок, детям выдают планшеты. Девайсы можно забирать домой, учителя просят хранить их в прочных чехлах, чтобы дети не повредили устройства при неосторожном обращении с ним.

«Программа в начальной школе без бумажных учебников. Большинство заданий выполнялось на планшетах. Например, презентации создают с помощью специального софта. А сейчас — в пятом классе — будут обычные учебники», — отметила собеседница.

Девушка заметила, что дети активно общаются друг с другом в соцсетях и мессенджерах, создавая в сервисах сообщества и чаты, состоящие из одноклассников. По словам собеседницы, она старается оградить своего ребенка от «ВКонтакте», но допускает, что у него может быть своя страница, о которой родители и не подозревают.

В начале июня Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) при поддержке проекта «Школа новых технологий» представил результаты опроса, согласно которому большинство взрослых (около 70%) считают, что допускать детей к интернету следует не раньше шести лет, т.е. с началом учебы в школе.

По словам детей, родители стараются делать интернет для них доступным. Более 80% школьников 6–10-х классов заявили в опросе РОЦИТ, что взрослые разрешают им использовать интернет, где бы они ни находились. 

Тем не менее, по данным организации, несмотря на безграничные возможности, чаще всего юные пользователи выходят в сеть из дома.