Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Оценки — не главное

Как и зачем накручивают оценки и отзывы приложениям

Дмитрий Шестоперов 28.04.2016, 09:21
ymgerman/Shutterstock

Накрутка положительных отзывов и оценок к приложениям или магазинам в интернете зачастую поднимает их в топе, но при этом сильно раздражает придирчивых пользователей. Если в комментариях идет ожесточенная борьба между «сахарными» и крайне негативными оценками, то это повод насторожиться. Отдел «Технологии» рассказывает, как работают биржи комментаторов и при чем тут вычисление по IP.

Накрутка положительных отзывов и оценок — инструмент, к которому часто прибегают разработчики приложений, чтобы продвинуть свой продукт. Также этими услугами пользуются и многие компании, желающие создать положительное впечатление о себе у потенциальных клиентов.

Для подобных услуг существуют специальные биржи, на которых предлагается за определенную плату любое количество отзывов, положительных оценок и скачиваний приложений.

Раньше для этих целей массово создавались боты, которые ставили оценки и оставляли комментарии. Со временем сервисы, объявив ботам войну, начали ужесточать правила регистрации и модерации комментариев. Поэтому биржи отзывов переключились на работу живых людей.

Однако не всегда разработчики, использующие инструменты накрутки, действуют лишь на благо.

Напротив, многие, например, заведомо бесполезные или напичканные рекламой приложения вводят пользователей в заблуждение или даже пытаются украсть конфиденциальную информацию.

В Google Play можно найти несколько программ, которые предлагают посмотреть гостей во «ВКонтакте», и их средний рейтинг достаточно высок, а среди отзывов можно найти и до крайности положительные. Тем не менее, как известно, соцсеть не предполагает подобной возможности для пользователей.

Пресс-секретарь «ВКонтакте» Евгений Красников пояснил, как соцсеть работает с такими приложениями.

«Вредоносным приложениям, которые воруют пароли, мы отключаем доступ к нашему API. С безобидными приложениями ничего не делаем. Наши пользователи знают, что вычислить гостей страницы «ВКонтакте» технически невозможно», — прокомментировал представитель компании.

Никита Прохоров, заместитель директора компании «Сидорин Лаб», специализирующейся на интернет-маркетинге, рассказал, как работают схемы накрутки в магазинах приложений и как распознать фальшивый отзыв.

«Система оценок на маркетах мобильных приложений весьма серьезно влияет на количество загрузок. В подтверждение этого стоит обратить внимание, что у лидеров продаж оценки, как правило, максимальные. Конечно же, компании — владельцы магазинов приложений борются за честность отзывов.

За факт накрутки могут понизить оценку или удалить подозрительные отзывы», — отметил Прохоров.

Также специалист рассказал, что сомнительные отзывы часто вычисляются очень легко: иногда это банальное несовпадение полов автора и текста, есть примеры, когда в разных отзывах совпадают целые предложения. Также, по мнению Прохорова, стоит обращать внимание на внезапные всплески новых отзывов, которые не связаны с рекламными кампаниями.

Примеры положительных отзывов
Примеры положительных отзывов

В магазинах приложений выявить накрученные комментарии можно и по стилистике текста или по общей грамотности комментатора.

Зачастую «купленный» комментарий пишется с заглавной буквы с соблюдением всех норм языка, тогда как «живые» отзывы часто изобилуют просторечиями и пренебрежением к пунктуации.

Прохоров также рассказал, что за массовое написание отзывов к приложениям отвечают специальные биржи, на которых любой желающий может оставить заявку на определенное количество оценок и комментариев. Работу выполняют частные лица, часто имеющие несколько аккаунтов. Их также выявляют поиском несостыковок в текстах или по IP-адресу.

В редких случаях заказать можно и негативный отзыв к конкурентам, но, по словам специалиста, эта услуга не пользуется спросом, поскольку компании или разработчику выгоднее потратить средства на продвижение собственного продукта.

Средняя цена за любой отзыв или скачивание колеблется, но в основном за такую работу предлагают несколько сотен рублей.

Тем не менее поиск в интернете выявил биржи, которые предлагают те же услуги по цене в несколько десятков рублей или меньше. Однако практически невозможно понять, насколько они эффективны, поскольку они могут накрутить положительные отзывы, например, и на собственный сайт.

Такие порталы обычно пытаются доходчиво объяснить потенциальному клиенту, какую пользу им принесет их способ накрутки и насколько все это безопасно и легально.

К накрутке отзывов как способу популяризации могут прибегать и интернет-магазины, фигурирующие на «Яндекс.Маркете» и прочих площадках.

Но найти сайт, которому можно доверить эту процедуру, очень трудно, поскольку многие из них либо заброшены, либо просто отталкивают дизайном.

Скорее всего, подобная практика постепенно сошла на нет. В «Яндексе» пояснили, как борются с накрутками отзывов.

«Мониторинг отзывов производится как модераторами, так и средствами машинного обучения. Мы отслеживаем достоверность отзывов, их количество за единицу времени и другие параметры. Если магазин был уличен в накрутке, мы усиливаем внимание к этому магазину, и его отзывы проходят более жесткую модерацию», — лаконично отметили в компании.

Тем временем в интернете можно найти более подробные описания технологий того, как «Яндекс» запоминает пользователя, написавшего отзыв, чтобы следить за его активностью. Если с одного IP идет массовая рассылка отзывов к разным товарам, то они, скорее всего, модерацию не пройдут, уверяют «специалисты» из сети.