Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Успешное заимствование

Какие российские аналоги зарубежных компаний смогли выстрелить в России

Многие российские стартапы находили источники вдохновения, перенимая опыт зарубежных коллег. Для этого идея может быть скопирована полностью или адаптирована под наши условия и рынок с учетом иной схемы монетизации, структуры сайта или формата приложения. Однако повторить успех западных коллег удается не всегда. Отдел технологий «Газеты.Ru» вспоминает, какие из подобных проектов стали успешными, а какие — погорели.

Успешные проекты

YouDo.com — Thumbtack

Онлайн-сервис бытовых услуг YouDo.com был основан в 2012 году. Идея проекта пришла двум молодым предпринимателям Денису Кутергину и Алексею Гидириму. Оригинальный замысел проекта был вдохновлен западной бизнес-моделью успешного сервиса услуг Thumbtack.com (основан в 2008 году).

«В процессе разработки идеи своего будущего проекта мы промониторили рынок и отметили: в нашей стране не хватает сервисов, которые бы помогали людям находить исполнителей под их бытовые задачи, — рассказывает сооснователь сервиса Денис Кутергин. — В онлайне не было ни одного хорошо работающего сервиса, существовало лишь несколько досок объявлений и полуагрегаторов — рынок был абсолютно свободен. Именно эту нишу мы и решили занять».

YouDo.com позволяет найти исполнителя практически под любую задачу. Сейчас на сервисе более 14 видов услуг, среди которых уборка, курьерская доставка, грузоперевозки, бытовой ремонт и другие. В планах компании работать над развитием еще нескольких категорий, востребованность которых растет: уход за животными, репетиторство, помощь автовладельцу и социальные проекты. На сегодняшний день количество зарегистрированных исполнителей составляет 56 тыс. человек, а пользователей — 670 тыс. За три с половиной года своего существования проект получил инвестиции в размере $5,5 млн, а его стоимость на последнем инвестиционном раунде в конце 2014 года составила $15 млн.

Darberry — Groupon

Запущенный в 2007 году в Америке «прародитель» Groupon — The Point — изначально задумывался как социальная сеть для коллективных действий: подписания петиций, организации мероприятий и совершения пожертвований. Но уже через год после запуска этот проект был модифицирован в более коммерческий вариант — платформу для совместных покупок. Идея получила широкий отклик: в первый же год оборот компании составил $94 млн.

Популярный маркетинговый ход «Сделай покупку прямо сейчас, акция действительна только сегодня» в этом случае сработал по максимуму. В 2010 году аналоги Groupon стали массово появляться во многих странах, в том числе и в России. Акционеры Groupon решили не бороться с ними, а попросту поглощать, чтобы выходить в том числе и на региональные рынки. Так случилось и с проектом Darberry.ru — Groupon приобрел его за $5 млн.

Wheely — Uber

Компания Uber, основанная в Сан-Франциско в 2009 году, быстро завоевала международный рынок. Предоставляя услуги частного водителя за довольно небольшую цену, Uber стала вытеснять традиционных таксистов с рынка частных перевозок, чем вызвала массу негодования и протестов в разных странах и городах. Тем не менее сегодня компания уже оценивается более чем в $50 млрд.

Успех компании Uber, которой удалось продвинуть заказ автомобиля через приложение на смартфоне, вдохновил предпринимателей из разных стран. Не остались в стороне и российские предприниматели: в 2011 году Антон Чиркунов создал приложение Wheely для вызова личного водителя, предоставляющее услуги такси в шести крупнейших городах России по аналогичной Uber-модели. Вслед за Uber Wheely работает над созданием дополнительных услуг и в других городах.

Как рассказал основатель сервиса Антон Чиркунов, в 2011 году его стартап стал первым из перевозчиков, который использовал безналичный расчет.

«ВКонтакте» — Facebook

Сервис «ВКонтакте» пока не догнал Facebook, чья совокупная аудитория составляет 1,5 млрд человек по всему миру. Тем не менее российской соцсети удалось во многом опередить аналоги, появившиеся примерно в то же время. Сегодня vk.com является самым популярным сайтом в России и на Украине (по данным Similarweb) и шестым в мире.

Основателю «ВКонтакте» Павлу Дурову во многом все-таки удалось создать уникальный проект, отличающийся от социальной сети Facebook, адаптировав его под российскую аудиторию и действительность.

В 2014 году «ВКонтакте» была приобретена Mail.RU Group, а основатель Павел Дуров покинул проект, занявшись мессенджером Telegram.

Telegram — Facebook Messenger

Осознание того, что в мире не существует ни одной системы коммуникации, которая была бы устойчива к отслеживанию, подтолкнуло Павла Дурова задуматься над созданием оной. Так появился Telegram — сервис для общения, построенный на технологии шифрования переписки MTProto и ориентированный на международную аудиторию.

Сегодня сервисом пользуется более 62 млн человек, в США он даже обогнал по популярности Facebook Messenger, а в 48 странах мира и вовсе стал самым скачиваемым приложением.

Провальные проекты

Vigoda — Groupon

Darberry не первый и не единственный аналог Groupon, вышедший на российском рынке. На волне популярности «купонаторов» был основан и портал Vigoda.ru, который, в отличие от Darberry, оказался в итоге не столь успешным, не сумев поймать волну.

«Vigoda.ru не стала успешным проектом, потому что рынок купонов в России закончился. Бизнес-модель «купонаторов» была новой, и рекламодатели, которые несли большие издержки по проведению скидочных акций, проводили их ради более долгосрочной выгоды. Но оказалось, что пользователи адаптировались к модели и перестали пользоваться услугами без купонов, — рассказал предприниматель, основатель компании PLAXD Антон Абрамов.

Molotok — eBay

Созданный в 1995 году в Калифорнии аукционный проект eBay изначально был частью личного веб-сайта его создателя Пьера Омидьяра, но быстро приобрел международные масштабы. Успешная бизнес-модель привлекла внимание предпринимателей по всему миру, Россия не стала исключением. В 1999 году появился первый отечественный интернет-аукцион Molotok.ru, и уже к 2001 году количество его пользователей превысило 80 тыс. Первое время сервис не взимал комиссию с продавцов, и сайт быстро набрал обороты. В 2011 году оборот площадки составил 2,7 млрд руб. Но 9 июля 2015 года представители «Молотка» заявили о закрытии сайта по причине его слабых экономических показателей.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, как не спиться в отпуске
Нарколог Холдин: вместо изучения бара в отеле нужно занять себя экскурсиями и спортом
Слуцкий назвал бессмысленными решения на саммите по Украине
Полиция Германии арестовала фанатов сборных Сербии и Англии
Ученые выяснили, кому могут спасти жизнь препараты от изжоги
Байден застыл на сцене и не смог уйти оттуда самостоятельно
Ученые выяснили, какие тренировки эффективнее нормализуют сахар
Названы дополнительные части тела, о которых может не знать человек
Эксперты рассказали, как пожилым людям защититься от падений
В России одобрили новые клинические рекомендации к абортам
На Украине показали новый морской дрон Stalker 5.0
Врио губернатора сообщил об атаках ВСУ на населенные пункты Курской области
Врач рассказала, кому не стоит есть бананы
Мужчина выжил после попадания пули в мозг
Уролог связал увеличение длины полового члена с приемом особых лекарств
Булыкин сравнил чемпионат Европы с клубным футболом
Сербия и Англия объявили составы на матч Евро-2024
Участник Игр БРИКС заявил, что он хотел бы остаться в России
На Украине предупредили о наступлении трудных времен для энергосистемы страны
Все новости