Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Успешное заимствование

Какие российские аналоги зарубежных компаний смогли выстрелить в России

Shutterstock
Многие российские стартапы находили источники вдохновения, перенимая опыт зарубежных коллег. Для этого идея может быть скопирована полностью или адаптирована под наши условия и рынок с учетом иной схемы монетизации, структуры сайта или формата приложения. Однако повторить успех западных коллег удается не всегда. Отдел технологий «Газеты.Ru» вспоминает, какие из подобных проектов стали успешными, а какие — погорели.

Успешные проекты

YouDo.com — Thumbtack

Онлайн-сервис бытовых услуг YouDo.com был основан в 2012 году. Идея проекта пришла двум молодым предпринимателям Денису Кутергину и Алексею Гидириму. Оригинальный замысел проекта был вдохновлен западной бизнес-моделью успешного сервиса услуг Thumbtack.com (основан в 2008 году).

«В процессе разработки идеи своего будущего проекта мы промониторили рынок и отметили: в нашей стране не хватает сервисов, которые бы помогали людям находить исполнителей под их бытовые задачи, — рассказывает сооснователь сервиса Денис Кутергин. — В онлайне не было ни одного хорошо работающего сервиса, существовало лишь несколько досок объявлений и полуагрегаторов — рынок был абсолютно свободен. Именно эту нишу мы и решили занять».

YouDo.com позволяет найти исполнителя практически под любую задачу. Сейчас на сервисе более 14 видов услуг, среди которых уборка, курьерская доставка, грузоперевозки, бытовой ремонт и другие. В планах компании работать над развитием еще нескольких категорий, востребованность которых растет: уход за животными, репетиторство, помощь автовладельцу и социальные проекты. На сегодняшний день количество зарегистрированных исполнителей составляет 56 тыс. человек, а пользователей — 670 тыс. За три с половиной года своего существования проект получил инвестиции в размере $5,5 млн, а его стоимость на последнем инвестиционном раунде в конце 2014 года составила $15 млн.

Darberry — Groupon

Запущенный в 2007 году в Америке «прародитель» Groupon — The Point — изначально задумывался как социальная сеть для коллективных действий: подписания петиций, организации мероприятий и совершения пожертвований. Но уже через год после запуска этот проект был модифицирован в более коммерческий вариант — платформу для совместных покупок. Идея получила широкий отклик: в первый же год оборот компании составил $94 млн.

Популярный маркетинговый ход «Сделай покупку прямо сейчас, акция действительна только сегодня» в этом случае сработал по максимуму. В 2010 году аналоги Groupon стали массово появляться во многих странах, в том числе и в России. Акционеры Groupon решили не бороться с ними, а попросту поглощать, чтобы выходить в том числе и на региональные рынки. Так случилось и с проектом Darberry.ru — Groupon приобрел его за $5 млн.

Wheely — Uber

Компания Uber, основанная в Сан-Франциско в 2009 году, быстро завоевала международный рынок. Предоставляя услуги частного водителя за довольно небольшую цену, Uber стала вытеснять традиционных таксистов с рынка частных перевозок, чем вызвала массу негодования и протестов в разных странах и городах. Тем не менее сегодня компания уже оценивается более чем в $50 млрд.

Успех компании Uber, которой удалось продвинуть заказ автомобиля через приложение на смартфоне, вдохновил предпринимателей из разных стран. Не остались в стороне и российские предприниматели: в 2011 году Антон Чиркунов создал приложение Wheely для вызова личного водителя, предоставляющее услуги такси в шести крупнейших городах России по аналогичной Uber-модели. Вслед за Uber Wheely работает над созданием дополнительных услуг и в других городах.

Как рассказал основатель сервиса Антон Чиркунов, в 2011 году его стартап стал первым из перевозчиков, который использовал безналичный расчет.

«ВКонтакте» — Facebook

Сервис «ВКонтакте» пока не догнал Facebook, чья совокупная аудитория составляет 1,5 млрд человек по всему миру. Тем не менее российской соцсети удалось во многом опередить аналоги, появившиеся примерно в то же время. Сегодня vk.com является самым популярным сайтом в России и на Украине (по данным Similarweb) и шестым в мире.

Основателю «ВКонтакте» Павлу Дурову во многом все-таки удалось создать уникальный проект, отличающийся от социальной сети Facebook, адаптировав его под российскую аудиторию и действительность.

В 2014 году «ВКонтакте» была приобретена Mail.RU Group, а основатель Павел Дуров покинул проект, занявшись мессенджером Telegram.

Telegram — Facebook Messenger

Осознание того, что в мире не существует ни одной системы коммуникации, которая была бы устойчива к отслеживанию, подтолкнуло Павла Дурова задуматься над созданием оной. Так появился Telegram — сервис для общения, построенный на технологии шифрования переписки MTProto и ориентированный на международную аудиторию.

Сегодня сервисом пользуется более 62 млн человек, в США он даже обогнал по популярности Facebook Messenger, а в 48 странах мира и вовсе стал самым скачиваемым приложением.

Провальные проекты

Vigoda — Groupon

Darberry не первый и не единственный аналог Groupon, вышедший на российском рынке. На волне популярности «купонаторов» был основан и портал Vigoda.ru, который, в отличие от Darberry, оказался в итоге не столь успешным, не сумев поймать волну.

«Vigoda.ru не стала успешным проектом, потому что рынок купонов в России закончился. Бизнес-модель «купонаторов» была новой, и рекламодатели, которые несли большие издержки по проведению скидочных акций, проводили их ради более долгосрочной выгоды. Но оказалось, что пользователи адаптировались к модели и перестали пользоваться услугами без купонов, — рассказал предприниматель, основатель компании PLAXD Антон Абрамов.

Molotok — eBay

Созданный в 1995 году в Калифорнии аукционный проект eBay изначально был частью личного веб-сайта его создателя Пьера Омидьяра, но быстро приобрел международные масштабы. Успешная бизнес-модель привлекла внимание предпринимателей по всему миру, Россия не стала исключением. В 1999 году появился первый отечественный интернет-аукцион Molotok.ru, и уже к 2001 году количество его пользователей превысило 80 тыс. Первое время сервис не взимал комиссию с продавцов, и сайт быстро набрал обороты. В 2011 году оборот площадки составил 2,7 млрд руб. Но 9 июля 2015 года представители «Молотка» заявили о закрытии сайта по причине его слабых экономических показателей.