Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Не верю, что смартфоны и планшеты заменят ПК»

Вице-президент Acer о трендах развития потребительской электроники и кризисе на рынке ПК

Вице-президент Acer и ее руководитель в крупнейшем регионе EMEA Эммануэль Фромонт рассказал «Газете.Ru» о кризисе на рынке персональных компьютеров, идеальном ноутбуке и о том, почему потребители недовольны «умными» часами.

— Какова нынешняя ситуация на рынке ноутбуков и как, на ваш взгляд, она изменится через несколько лет?

— Аналитики IDC и Gartner недавно опубликовали свои отчеты о рынке ПК, и согласно им, дела плохи — особенно в Европе, на одном из самых сложных рынков в целом. Я думаю, здесь есть несколько причин, одна из них — довольно долгий цикл замены компьютеров. Если раньше новый ПК покупали примерно каждые два года, то теперь люди спокойно пользуются своими компьютерами дольше двух лет, из-за этого цикл замедлился. Я думаю, есть также и какая-то каннибализация рынка ПК. Смартфоны и планшеты оттянули на себя часть функций ноутбуков, и, конечно, у компьютеров стало больше конкурентов в борьбе за кошельки покупателей.

— Хотите сказать, что ноутбуки будут вытеснены смартфонами и планшетами?

— Я не верю, что смартфоны и планшеты могут заменить ПК, но у всех есть определенный бюджет, так что если вы хотите чаще менять смартфоны, покупать новые планшеты, другие новые гаджеты, вы будете покупать меньше компьютеров. Это проблемы рынка ПК в долгосрочной перспективе. Кроме того, есть и краткосрочные проблемы, из-за которых рынок в плохом положении. Одна из них, совершенно точно, рецессия доллара. Индустрия ПК очень зависима от курса доллара: за многие компоненты и многим поставщикам платят именно этой валютой. Очевидно, что, когда доллар дорожает, дорожают и компьютеры. Это актуально в Европе, еще актуальнее — в России, где рубль нестабилен. Это краткосрочная проблема, но и она влияет на подорожание ПК на локальных рынках.

Кроме того, в прошлом году спрос на ПК был особенно высок — 2014-й был хорошим годом для персональных компьютеров, поэтому сейчас ему сложнее, особенно в таких частях света, как Западная Европа. В прошлом году был рост 20–30%, в том числе и из-за прекращения поддержки ОС Windows XP. Так что я не думаю, что этот год так уж плох: скорее, прошлый год был «слишком» хорошим.

— В недавнем отчете IDC говорилось о поставках ПК в России. По сравнению с прошлым годом они сократились на 44%. Из-за чего произошло такое резкое падение?

— Российскому рынку ПК досталось больше других, во многом из-за скачков курса рубля. В конце прошлого года многие ожидали, что рубль станет еще слабее. Декабрь в России был отличным месяцем для рынка гаджетов, их очень активно скупали. Сейчас же стоимость ПК в рублях стала значительно выше, и это одна из причин. Но я не думаю, что это будет продолжаться, я не думаю, что людям больше не нужны компьютеры. Мы уже видим изменения: если январь был просто кошмарным, то сейчас дела на рынке обстоят получше. Сейчас падение по сравнению с прошлым годом уже не 45%, а, скорее, 30%. А если учесть еще и вторую половину 2015 года… Нет, я не думаю, что рынок станет очень сильным, но мы дойдем до 20%, я уверен.

— Acer — крупный игрок на рынке ноутбуков, и нам интересно ваше экспертное мнение. Каким будут ноутбуки, например, через пять лет? Каким вы видите идеальный ноутбук будущего?

— Я думаю, через пять лет все ПК получат сенсорные дисплеи, станут более компактными, интерфейсы станут более интуитивно понятными. Они будут очень тонкими, будут поддерживать беспроводную зарядку и смогут долго работать автономно.

Появится больше моделей 2 в 1, на которых пользоваться тачскрином удобнее, чем на обычных ноутбуках. В остальном же эволюция будет продолжаться: все большее и большее распространение получат SSD, появятся SSD большей емкости — очень легкие и очень быстрые. Еще один тренд — низкое энергопотребление, более тихая работа. Но механическая клавиатура, разумеется, никуда не денется.

— С точки зрения потребителя, грань между классическим ноутбуком и устройствами 2 в 1 размыта.

— Я думаю, что ПК, в конце концов, — это о продуктивности, о способности создавать контент. Я верю, что ПК будут существовать еще долго-долго — как надежное устройство с клавиатурой, на котором можно быстро печатать, быстро создавать контент и хранить большие объемы информации. Спрос на такие устройства есть и будет еще долгое время.

— В США уже пару лет набирают популярность хромбуки. Но в Европе, России, Азии они не пользуются таким успехом. Почему?

— Если бы это точно было известно, в Google бы это быстро исправили. Прежде всего, я думаю, Google много сделала для образования американских пользователей, объяснила им, что такое хромбук. В других странах этого пока не произошло.

Я думаю, у них еще есть время, но мне не кажется, что они стараются активно объяснить это российскому пользователю. Кроме того, если вы покупаете хромбук, вы ожидаете, что у вас всегда будет доступ к Wi-Fi, так что существует сильная зависимость от инфраструктуры.

Еще я обратил внимание на то, что если в США хромбуки значительно дешевле большинства ноутбуков на Windows, в Европе такой существенной разницы в цене нет. И, наконец, еще одна причина: для пользователя хромбук — это, скорее, дополнительное устройство, которое покупают, когда уже имеется другой компьютер. Так что если стоит выбор, покупать компьютер на Chrome OS или на Windows, часто покупатели останавливаются на втором.

— И вторая часть вопроса: некоторые эксперты считают, что Google может объединить такие платформы, как Chrome OS и Android. Возможно ли это, на ваш взгляд?

— Я думаю, этот вопрос существует уже какое-то время. Сегодня Android и Chrome OS в Google занимается одна команда, за эти платформы отвечает один менеджер. Но я не думаю, что Chrome OS исчезнет: это сильная среда, находящаяся под контролем Google. Android же более открыта. Я не думаю, что в ближайшее время они сольются.

У Chrome есть свои плюсы, но очевидно, что у Chrome гораздо меньше контента, чем у Android, и Google старается это исправить. Можно ожидать, что много Android-контента станет доступно на Chrome OS.

— А что вы думаете о ноутбуках, работающих на Android? Видите ли вы будущее у подобных устройств? Возможно ли, что через какое-то время Android будет соревноваться с Windows не только на рынке мобильных устройств, но и на рынке ПК?

— Не знаю… Я думаю, когда дело касается продуктивности и доступного ПО, Microsoft очень сильна. Так будет и в ближайшее время. Сейчас, в этой среде, если посмотреть на Android или Chrome, их преимущества — простота в использовании, им не нужен ативирус, они сами обновляются.

Для так называемых «кухонных» компьютеров это подходит, если вам нужен девайс, на котором вы будете просто серфить в интернете. Но когда дело касается универсальности в использовании, до ПК на Windows им пока далеко.

— Всем интересно, возможно ли, что планшет и смартфон, наконец, поглотят ПК и все будут использовать не только клавиатуру, но и голосовое управление и другие интерфейсы? Возможно ли, что смартфоны и планшеты станут основными устройствами для пользователей?

— В ближайшие несколько лет я такого не вижу, но тач станет все более и более натуральным интерфейсом, и голос тоже — по мере того, как совершенствуется распознавание речи. Процессоры тоже становятся все мощнее и мощнее.

Возможно, смартфон можно будет подключить дома к док-станции, чтобы работать с клавиатурой, большим дисплеем… Но в этом случае это все равно будет ПК-среда. У ПК впереди еще много лет функционирования.

— Следующий вопрос — о носимых гаджетах. Все IT-журналисты их любят, и последние пару лет мы постоянно о них пишем. Это новый рынок, один из главных трендов в потребительской электронике, все о них говорят. Однако некоторые пользователи разочарованы: они ожидали от «умных» часов и смарт-браслетов большего, чем получают сейчас. Может быть, и медиа, и аналитики переоценили потенциал этих устройств?

— В конце концов, клиент всегда прав. И сейчас он говорит нам, что ему недостаточно того, что могут носимые устройства. Действительно, в основном современные смарт-часы считают шаги и следят за режимом сна, хотя даже это не всегда им удается. Пользователям это нравится, но они хотят большего. И чем больше функций смартфона получают «умные» часы, тем сильнее это раздражает пользователей, потому что экран крошечный, читать сообщения на нем сложно. Потребители ожидали, что на часах они смогут делать практически то же, что и на телефоне, но этого не получилось, экран слишком маленький. В итоге все возвращается к подсчету шагов.

Для какого-то нового прорыва на этом рынке нужно создать больше сенсоров, придумать больше функций, которые будут уникальными именно для носимых устройств.

Сейчас упоминают измерение пульса, например. Пока же смарт-часы — это еще одно устройство, которое надо не забывать заряжать, наряду со смартфоном, планшетом, ПК… Четыре устройства — это много, и пользователи массово придут к носимым гаджетам, когда их получится убедить в том, что эти устройства действительно удобны, полезны и уникальны.

— Следующий вопрос — о вещи, очень интересующей всех пользователей, а именно о сроках автономной работы мобильных устройств. С ноутбуками ситуация более или менее приемлемая — раньше ноутбук жил без подзарядки всего пару часов, теперь на нем можно проработать целый день. Но ноутбукам в этом плане проще, они достаточно большие для размещения в них емкого аккумулятора. А вот что делать со смартфонами или, например, с «умными» часами? Старые Casio могли работать от одной батарейки годами, Apple Watch приходится заряжать каждую ночь! Многим нашим читателям очень интересно, когда же это изменится? Как можно решить эту задачу и сделать эти устройства удобнее для пользователей?

— Эти чувства хорошо известны. Каждый раз, когда мы проводим исследование, время автономной работы оказывается одной из главных характеристик, интересующих пользователей. Мы старательно над этим работаем. Я не специалист в области аккумуляторов, но в последние три-пять лет я заметил, что технологии сделали большой шаг вперед. Это касается как энергопотребления — современным процессорам надо намного меньше энергии, чем раньше, — так и батарей. Но, с другой стороны, есть еще одна тенденция: вначале мы хотим экран Full HD, потом — 4K, с диагональю 5, 6, 7 дюймов! Потом мы хотим более мощный процессор, поэтому делаем его четырехъядерным, восьмиядерным… Запросы растут так же быстро, как и технологии.

Точного решения этой проблемы я не знаю. Один из вариантов — беспроводная зарядка устройств через Wi-Fi. Для этого понадобится время, но тренд в том, чтобы избавиться ото всех проводов.

В результате, когда вы, например, заходите в аэропорт, ваш телефон начинает заряжаться сам. С ноутбуками это проще: возможно, их можно будет прятать в чехлы, которые будут их заряжать.

— От технологий к рынку. Чем отличаются пользователи из США, Европы, России, Азии? Как это влияет на стратегию компаний? В чем специфика российского рынка?

— Мы видим разницу. Ее не всегда просто объяснить. Фундаментально региональные рынки не отличаются друг от друга, но разница все же есть. Мы уже упоминали про хромбуки и почему основной их рынок — именно США. В Европе очень популярны большие экраны, например ноутбуки с дисплеями с диагональю 17 дюймов, в Азии же таких почти нет. Российский рынок планшетов вертится вокруг 3G, если в других странах активно покупают Wi-Fi-версии планшетов, в России всем нужен мобильный интернет. Конечно, это не случайно, в России очень сильная 3G-инфраструктура и мобильный интернет стоит недорого, а свободный Wi-Fi найти сложнее, чем в некоторых других странах.

Рынки различаются и если говорить о цене устройств. В США с их операторской моделью продаж популярны именно «топовые» гаджеты более высокой ценовой категории. В России совмещаются две противоположности: любовь к гаджетам премиум-класса, самым дорогим, самым новым, и бюджетный рынок.

Сейчас, учитывая изменения курсов валют, это немного меняется. Если говорить именно о специфике российского рынка, он всегда «скачет». Один квартал может быть очень удачным, следующий — ужасным. В экономике много флуктуаций. А с точки зрения устройств — как я уже говорил, Россия большой рынок для люксовых устройств. Есть компании, специализирующиеся именно на таких суперроскошных гаджетах, и для них Россия — очень важный рынок. Большая часть россиян обращают внимание на цену, но по-прежнему есть и значительная часть покупателей, заинтересованная в очень дорогих девайсах.

Что думаешь?
Загрузка