Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Русско-китайская киберзащита

Россия и Китай начинают партнерство в области кибербезопасности

На сайте правительства России опубликован текст соглашения между Россией и Китаем по сотрудничеству в области обеспечения международной информационной безопасности. Помимо выбора страны-партнера для заключения соглашения, документ интересен тем, что в нем перечислены основные угрозы в области кибер- и информационной безопасности с точки зрения российского правительства.

Согласно опубликованному документу к основным угрозам в области обеспечения международной информационной безопасности, по мнению правительства России, относится практически все, за исключением природных катастроф и войн.

Так, первым пунктом в перечне основных угроз идет осуществление актов агрессии, направленных на нарушение суверенитета, безопасности, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

Следующий пункт — нанесение экономического ущерба, в том числе путем оказания деструктивного воздействия на объекты информационной инфраструктуры.

Пункт три — это терроризм, пропаганда терроризма и привлечение к террористической деятельности.

Затем следует угроза совершения преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, и вмешательства во внутренние дела государства, нарушение общественного порядка, разжигание межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганда расистских и ксенофобских идей и теорий, а также дестабилизация внутриполитической и социально-экономической обстановки.

Заканчивается перечень угроз пунктом о распространении информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам.

Примечательно, что 6 мая, в день публикации текста соглашения, в центральном печатном органе Министерства обороны России вышла статья секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева под названием «Великая Победа в Великой войне», где он отмечает, что в целях актуализации основ обеспечения национальной безопасности по решению Совета безопасности Российской Федерации развернута работа по корректировке основных документов стратегического планирования — Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

«Прежде всего это связано с возникновением новых военных опасностей и угроз. Их проявления видны в событиях «арабской весны», в Сирии и Ираке, в ситуации на Украине и вокруг нее. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и угроз в информационное пространство», — утверждает Патрушев.

Смещение обсуждения вопросов кибер- и информационной безопасности из специализированных профессиональных конференций в область публичной политики не только российский тренд, но при этом важно понимать, почему такое соглашение было заключено именно с Китаем. Причин тому несколько.

Первая заключается в том, что в области киберзащиты (и кибератак), по большому счету, в мире три игрока: США, Китай и Россия. При этом обвинения в кибератаках в основном исходят от США в адрес России и Китая. В свою очередь, со стороны Китая и России в адрес США высказываются претензии в монополизации управления мировым интернетом, использовании своих интернет-ресурсов в пропагандистских целях и вмешательстве во внутренние дела других стран.

При этом никаких громких инцидентов между Китаем и Россией в области кибер- и информационных угроз в последние годы не происходит. В этом контексте партнерство между Россией и Китаем в этой сфере выглядит логично.

Владимир Ульянов, руководитель аналитического центра Zecurion, отмечает, что, если обратить внимание на заявленные в российском документе цели, наиболее важными сторонами сотрудничества следует признать «укрепление российско-китайского стратегического партнерства» и «развитие взаимовыгодного сотрудничества между РФ и КНР». «А собственно обеспечение международной информационной безопасности выглядит скорее поводом к подписанию соглашения», — считает эксперт.

Еще одна причина заключения партнерства, по словам Ульянова, в том, что Китай можно смело назвать одной из самых продвинутых стран с точки зрения кибербезопасности. «В свою очередь, и российские эксперты располагают информацией, которая может быть полезна китайцам. То есть сотрудничество может быть если и неравноправным, то обоюдовыгодным точно», — указывает Ульянов.

По словам партнера группы компаний vvCube Даниила Кирикова, подобное сотрудничество может носить очень широкий характер и Россия может перенять не только опыт построения «Золотого щита» Китаем. «Если России и Китаю удастся заручиться поддержкой других стран БРИКС, это может изменить само восприятие и понимание глобальной сети интернет, где основным «координатором» развития и модернизации сейчас являются США», — говорит Кириков.

Китай уже давно запустил «Золотой щит», который не только блокирует доступ ко многим западным интернет-ресурсам для жителей Китая, но и защищает собственную инфраструктуру Китая от атак извне. Партнерство с Китаем может дать России доступ к технологиям, применяемым и в данном аспекте защиты сетей.

В то же время вряд ли речь идет о полноценном внедрении «Золотого щита» в России и блокировке с его помощью неугодных кому-либо ресурсов. Хотя подобная версия и имеет право на существование, но соглашение пока носит рамочный характер, поскольку к его разработке еще не привлекаются профильные службы, подчеркнул Ульянов.

О том, что информационная безопасность окончательно перешла в область «большой политики», говорит не только опубликованное российско-китайское соглашение, но и высказывания высокопоставленных мировых политиков

На недавних слушаниях комитета по делам вооруженных сил сената США помощник министра обороны по вопросам кибербезопасности Эрик Розенбах заявил, что он очень обеспокоен киберуязвимостью США и тем, что существует реальная опасность отключения американских инфраструктурных объектов в результате кибератак.

По его словам, министерство обороны США разрабатывает новую стратегию по обеспечению кибербезопасности. Согласно новой программе, ведомство планирует привлекать к работе новых специалистов в области информационных технологий, а в проекте бюджета США на 2016 год на эти нужды предлагается выделить $14 млрд.

Новости и материалы
«У меня покатились слезы»: российская боксерша рассказала об инциденте с гимном на ЧЕ
Казахстан восстановил работу пункта пропуска «Желкуар» на границе с Россией
Евросоюз призвал власти РФ отменить решение по передаче некоторых активов
Промесу предсказали завершение карьеры
Президент ФСГР объяснил удаление элементов с именами российских спортсменов
Под Самарой произошла авария с участием грузовика
Пользователей Android предупредили о взламывающем смартфоны фейковом Chrome
Экс-игрок «Спартака» не исключил того, что Слишкович останется тренировать команду
Росстат уточнил оценку уровня бедности в России в 2023 году
Получившему условный срок в Киргизии бойцу СВО предоставят временное убежище
На чемпионате Европы по боксу отключили гимн России
Названы полезные продукты для поддержания молодости
МИД Таджикистана рекомендует своим гражданам не посещать Россию
Белый дом сократит выступления Байдена в вузах из-за волны протестов
Булыкин раскритиковал решение о проведении матчах «Ахмат» — «Сочи» после отравления у гостей
В московском музее современного искусства «Гараж» назвали причину обысков
Чиновника, сбившего под Киевом четверых человек, уволили
Ученые назвали озоновую дыру над Антарктидой угрозой пингвинам и тюленям
Все новости