Один из самых популярных американских сайтов знакомств OKCupid опубликовал результаты трех экспериментов, проведенных над ничего не подозревавшими пользователями. В общей сложности эксперты OKCupid провели три теста.
В рамках первого эксперимента сайт затемнял фотографии пользовательских профилей, в ходе второго теста скрывал текст профиля, чтобы узнать, как это повлияет на оценку личности. В третьем случае некоторым пользователям заявляли, что они подходят какому-либо человеку больше или меньше, чем на самом деле. После окончания эксперимента OKCupid отправлял подопытным электронные письма, содержавшие настоящие показатели совместимости.
«Если вы используете интернет, вы являетесь подопытным образцом для сотен экспериментов на каждом сайте, — написал в корпоративном блоге президент OKCupid Кристиан Раддер. – Так работают сайты».
Исследователи обнаружили, что, если пользователям сообщали, что их совместимость (коэффициент, подсчитываемый вебсайтом автоматически) выше, чем есть на самом деле, они с большей вероятностью отправляли друг другу сообщения.
Тесты также продемонстрировали, насколько легко сайт может манипулировать пользователями без их ведома.
В частности, когда на один день с сайта исчезли все фотографии, пользователи начинали более осмысленные разговоры, обменивались большим количеством контактов и чаще отвечали на первое сообщение. Однако, когда фотографии вернулись, многие из этих бесед резко оборвались.
«Это было похоже на бар в полночь, в котором включили яркий свет», — написал Раддер.
Пользовательское соглашение OKCupid при регистрации на сайте гласит, что личные данные пользователя могут использоваться для анализа и исследований.
«Мы сообщали пользователям что-то, что не было правдой. Я не скрываю этот факт», — признает Кристиан Раддер. Но целью тестов было предоставление пользователям более полного взаимодействия с сайтом. «Люди приходят к нам, потому что хотят, чтобы сайт работал, и мы тоже хотим, чтобы сайт работал», — говорит он.
«Я понимаю, что эксперименты – это часть процесса, — рассказала пользовательница сайта Заз Харрис New York Times. – Но я думаю, что этот эксперимент намного инвазивнее, чем другие, потому что может значительно повлиять на результаты. Я бы, скорее всего, никогда не стала встречаться с кем-то, с кем мы якобы совместимы на 30%, когда мы на самом деле совместимы на 90%, так что это действительно не круто».
При этом Харрис отметила, что не ожидала слишком многого от сайтов знакомств, вне зависимости от того, какие показатели совместимости ей обещали.
Несмотря на подобные возмущения, признание OKCupid в экспериментах не отпугнет пользователей, убежден управляющий партнер фонда Russian Ventures Евгений Гордеев. «По моему опыту, даже если сервис начнет уничтожать себя сам, специально закрываться, все равно отток пользователей будет очень маленьким, — сообщил он «Газете.Ru». — Большие системы очень инертны по своей сути, годами создаются и годами умирают».
«Не вижу здесь никаких нарушений этики», — говорит создатель приложения для спонтанных знакомств Pure Роман Сидоренко. Эксперимент — основной способ повысить эффективность сервиса, ведь заранее сложно предположить, как будут вести себя пользователи, поясняет он: «Это главный способ двигаться вперед и делать классные продукты».
Отношения пользователей с сервисом лежат прежде всего в плоскости эффективности: если какой-то конкретный человек находил с помощью OKCupid интересные знакомства, он продолжит им пользоваться, уверен Сидоренко. Более того, сообщение об эксперименте может даже дополнительно привлечь пользователей, считает он: благодаря тому что результаты экспериментов были обнародованы, они яснее понимают, на что именно обращают внимание их потенциальные партнеры.
Рассказ OKCupid об эксперименте не первое подобное признание за последнее время. В конце июня в центре скандала оказалась социальная сеть Facebook: выяснилось, что в рамках эксперимента представители соцсети меняли содержание ленты новостей пользователей для демонстрации того, как долговременное состояние настроения может передаваться через социальные медиа.
Facebook изменила алгоритм ленты новостей 689 003 пользователей таким образом, что они видели либо преимущественно «позитивные», либо «негативные» сообщения. В итоге те, у кого лента была более радостной, сами стали писать более веселые посты, а те, чьи ленты заполнил негатив, начали оставлять больше грустных записей и комментариев.
Эксперимент вызвал возмущение со стороны публики. Активистка Лорен Вайнштайн, выступающая за защиту частного пространства, задалась вопросом, «не убил ли кого-нибудь Facebook» в результате исследования. «Учитывая их масштаб и число страдающих от депрессии людей, это возможно», — заявила она. В результате представители Facebook были вынуждены извиниться за проведение эксперимента над пользователями.