Nokia заживет по-новому

Nokia анонсировала новую стратегию бизнеса

В прошлую пятницу финская компания Nokia окончательно потеряла свой бизнес по производству мобильных телефонов — 25 апреля завершилась сделка по приобретению подразделения Nokia Devices and Services компанией Microsoft. В связи с этим Nokia анонсировала новую стратегию, которую представил новый руководитель — Раджив Сури.

Компания Nokia, закрывшая сделку по продаже своего мобильного бизнеса корпорации Microsoft 25 апреля, представила свою новую стратегию. Согласно ей, приоритетным направлением для новой Nokia будет производство телекоммуникационного оборудования, которым занимается подразделение Nokia Solutions and Networks, а также создание карт местности и геолокационных сервисов и разработка и лицензирование новых технологий.

Новым главой компании стал Раджив Сури, c 2009 года возглавлявший подразделение Nokia — Nokia Solutions and Networks (NSN), которое ранее было совместным предприятием Nokia и Siemens.

«Я в восторге от этой возможности, — рассказал Сури журналистам. — Новое видение компании вдохновляет, и будущее будет светлым».

«Назначение Сури генеральным директором — правильное решение, — считает аналитик финского Pohjola Bank Ханну Раухала. — Индустрия сейчас переходит к программно-конфигурируемым сетям, так что его ждет много работы».

Председатель совета директоров Nokia Ристо Сииласмаа, который временно исполнял обязанности гендиректора Nokia после ухода Стивена Элопа, с 1 мая сосредоточится на деятельности на посту председателя совета директоров.

В прошлом году на Nokia Solutions and Networks пришлось 90% продаж компании, и тогда в Nokia заявили, что намерены действовать агрессивнее и увеличить свою рыночную долю. Однако, по мнению аналитиков, из-за высоких затрат на разработки и исследования у более крупных конкурентов Nokia на этом рынке — шведской Ericsson и китайской Huawei — больше шансов на успех.

Nokia также представила программу оптимизации структуры капитала стоимостью 5 млрд евро. В рамках этой программы компания возобновит выплаты дивидендов (программа выплаты дивидендов была приостановлена в 2013 году), распределение излишков капитала акционерам, обратный выкуп акций и сокращение долга. В частности, компания объявила, что распределит дивиденды на 1,8 млрд евро (включая специальные дивиденды на 1 млрд евро в 2014 году), выкупит акции на 1,25 млрд евро и сократит задолженность на 2 млрд евро за два года.

Согласно финансовому отчету компании за первый квартал 2014 года, в январе — марте выручка Nokia упала на 15% в годовом выражении, составив 2,66 млрд евро. Подразделение Nokia Solutions and Networks, курирующее разработку и продажу сетевого оборудования для операторов, показало 17-процентное снижение продаж, до 2,33 млрд евро, что стало следствием слабых продаж услуг и колебаний валют.

Выручка телефонного бизнеса Nokia, перешедшего к Microsoft, упала на 30%, до 1,92 млрд евро. Операционный убыток подразделения вырос с 73 млн евро в первом квартале 2013 года до 326 млн евро в первой четверти 2014-го. Продажи смартфонов Nokia увеличились в количественном выражении, а обычных мобильных телефонов – снизились за год. Кроме того, в отчете Nokia отметила понижение средних отпускных цен на свои гаджеты.

По итогам квартала, чистая прибыль Nokia, за исключением телефонного подразделения, составила $108 млн по сравнению с $98 млн в прошлом году.

«Общая стратегия Nokia не очень конкретна, судя по всему, объединение трех сфер бизнеса они придумали только что. Я ожидаю, что в будущем подразделения будут достаточно независимы», — рассказал Bloomberg аналитик исследовательской компании Inderes Микаэль Раутанен.

Подробности о дальнейшей судьбе мобильного бизнеса Nokia пока неизвестны, однако, по словам бывшего гендиректора компании Стивена Элопа (он возглавит Devices Group в Microsoft), корпорация разрабатывает новый бренд, под которым будет выпускать смартфоны.

Вместе с мобильным бизнесом Nokia Microsoft получила лицензию на все патенты Nokia сроком на 10 лет и права на названия «Lumia», «Asha», но не сам бренд Nokia. При этом сама финская компания не будет иметь права использовать это название при выпуске своих продуктов до 2016 года

Microsoft не будет использовать ни название Nokia, ни название Microsoft Mobile, подчеркнул Элоп.

Ранее в СМИ появлялось письмо Microsoft своим партнерам, в котором утверждалось, что Nokia Oyj вскоре сменит имя на Microsoft Mobile Oy, и именно это название будут использовать для проведения всех финансовых транзакций, но бывший глава Nokia опроверг эту информацию. По словам Элопа, термин Microsoft Mobile Oy был создан для упрощения оформления сделки.

«Microsoft Mobile Oy — юридическая структура, созданная для ускорения сделки. Она не будет потребительским брендом. Microsoft сможет использовать бренд Nokia в течение ограниченного времени, однако не собирается использовать его долго», — заявил Элоп.

Подробности Элоп сообщить отказался, но пошутил, что названия «Nokia Lumia 1020 с Windows Phone в AT&T LTE Network» не будет, так как там слишком много слов.