Эпоха Французской империи вернулась в моду еще прошлой осенью. Оскароносная София Коппола объявила о съемках фильма «Мария-Антуанетта», а Парижская Неделя высокой моды показала, что это тенденция. Дизайнеры словно от души порылись в запасниках национальных музеев. Джон Гальяно сделал для дома Диора коллекцию, посвященную императрице Жозефине, и даже сам вышел на подиум в облике Наполеона — нацепив треуголку и заложив ладонь за обшлаг. И Кристиан Лакруа, и Валентино отдали дань барокко и рококо, с грустью вспомнив эпоху, когда денег на высокую моду не жалели (Лакруа был особенно печален, получив известие о том, что группа LVMH продала его паре американских бизнесменов). Бело-розовая пена одеяний дома Шанель напомнила пасторальные платьица, в которых супруга Людовика XVI и ее фрейлины обожали заниматься сельским хозяйством в специальной выстроенной версальской деревушке.
Утверждается, что в таких туалетах Мария-Антуанетта собственноручно доила умытых коров в подойник из севрского фарфора.
Светловолосая, голубоглазая, с прозрачной фарфоровой кожей, она была чрезвычайно хороша собой и стала первой французской королевой, оказавшей сильнейшее влияние на развитие индустрии роскоши. Последней милостью революционного народа к ней было позволение Конвента прислать в тюрьму портниху, чтобы сшить траурный наряд по казненному супругу.
Более чем два века спустя известный парфюмер Франсис Курдьян (Francis Kurkdjian), автор таких популярных духов, как Green Tea от Elizabeth Arden, Fragile и Le Male от Jean Paul Gaultier, Mania от Giorgio Armani, Narciso Rodriguez for her, воссоздал по старинным рецептам любимые духи обезглавленной буйным народом императрицы, составленные когда-то для нее знаменитым придворным парфюмером Жаном-Луи Фаржоном (Jean-Louis Fargeon). В возрождении рецептуры ему помогала Элизабет де Фейдо, автор недавно вышедшей книги о Фаржоне, обнаружившая формулу в национальных архивах. Оказалось, что Мария-Антуанетта, законодатель мод во всех направлениях изящной жизни, использовала революционные для своего времени духи.
Цветочный аромат был необычен для той эпохи, предпочитавшей тяжелые анималистические запахи.
Духи, получившие название «Le Sillage de la Reine» — «След королевы», описываются как «чувственно-сладкий букет» жасмина, ириса, серой амбры, розы и туберозы. По причине редкости и дороговизны высококачественных эссенций, использованных при изготовлении, запускать духи в массовое производство не планируется. Однако купить их возможно. До недавнего времени «След королевы» можно было отыскать в лондонском магазине Haute Parfumerie знаменитого парфюмера Roja Dove. Теперь же, как утверждают новостные источники, тысяча флаконов «Следа королевы» изготовлены специально для продажи на территории Версаля. Духи оценены в полторы тысячи евро. В сравнении с нарядами, ожерельями, бантами, туфельками и перчатками королевы — сущие пустяки.
На фото: портрет Марии-Антуанетты работы Элизабет Виже-Лебрен