Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Вечеринка у фарцовщика

Галя Анни 11.06.2004, 21:16

Дамский рукодельный кружок разросся до средней величины дворца, битком набитого стеклом «баккара», антикварными люстрами и столовыми приборами от Armani Casa. В Москве проходит четвертая Неделя декора журнала «Мезонин».

«Эх... жили люди!» - вздыхал когда-то, глядя по сторонам, безымянный посетитель музея мебели, в котором Остап Ибрагимович с Ипполитом Матвеевичем разыскивали драгоценный гарнитур мастера Гамбса. Свезенные из барских имений и городских особняков гривуазные козетки и неприличной ширины королевские ложа возбуждали у жильца фанерных пеналов классовую ненависть, смешанную с тихим восторгом.

С тех пор прошло лет восемьдесят. Все классовое много раз утрамбовалось, затем разрыхлилось, чтобы взойти новым пышным цветом. Те три Недели декора, которые проходили ранее, в музее декоративно-прикладного искусства и новом Манеже, как оказалось, были только пристрелкой, чтобы выпалить из всех орудий, могуче и очень дорого. Девиз нынешней недели - «Русский стиль в интерьере». Участники ее - все те же Вероника Блумгрен, Нана Геташвили, Виктория Кручинина, Альбина Назимова, Алексей Бардаш, Мария Якушкина и другие работники декораторского цеха, а также примкнувшие к ним актрисы Александра Вертинская и Анастасия Немоляева.

Почему-то у нас декораторство считается, в основном, дамским искусством. Мужчины более склонны зарабатывать деньги, на которые их прекрасные половины реализуют свои художественные фантазии. За три года мужчин на выставке, однако, прибавилось. Самый известный из них - художник Алексей Васильев, историк моды, франкофон и эстет, представивший очередные шелковые будуары в цветочек.

Каждый декоратор в рамках темы вдохновлялся чем-то своим, сообразуясь с собственным вкусом и историческим багажом. «Мы уже совсем европейцы, - восторгалась одна из участниц, - живем в одном из самых дорогих городов мира, много работаем, ездим на красивых машинах, одеваемся так модно, что сами европейцы удивляются, вынудили учить русский язык персонал самых престижных курортов, живем в стильных интерьерах.» Затем что-то умиленное про бабушкину резную люльку, избу и сушеные яблоки.

Размах исторической памяти впечатлял. На стендах были представлены в ассортименте валенки, водка, матрешки, самовары, медвежьи шкуры, советские чайники, «Лебединое озеро» на плазменном экране, классицизм, ампир, бидермайер и барокко. На темном бархате выступали живые статуи в нарядах восемнадцатого века. Пряничные домики в театральных декорациях вблизи оказывались очень настоящими и крайне дорогими. Люстры от Faberge утопали в искусственном снегу. Была футуристическая экспозиция, посвященная Маяковскому и стенд в духе кабинета начала века, вдохновленный Александрой Коллонтай.

С экспозиции «Вечеринка у фарцовщика» лилась бодрая музыка семидесятых. Там стояли полированные шкафчики с пластинками, радиолы, фикусы и остальной хлам, любовно собранный автором. В декорациях разгуливала «золотая молодежь». Мило и иронично выглядел стенд с юртой, посвященный периоду освоения целины, когда профессорские дочки в порыве энтуизиазма ехали в казахские степи. Юрта шестистенная натуральная содержала в себе ивановские кружевные подзоры, духи «Красная Москва», хрусталь Lalique, ковры от Carpet House и постельное белье от Frette.

Кроме тематических стендов, выставку составили экспозиции виднейших западных мебельных брендов. Bernardaud, Armani Casa, Faber Mobili, Park Avenue, Grange, Roche Bobois... На открытие приехал американец Джон Хаттон - фигура первой величины в мире декора. Событие вышло светским - на вернисаж пришли Екатерина Стриженова, Александр Гафин, Любовь Полищук, Светлана Светличная, Лев Новоженов, Юлия Далакян, Александр Цекало. Посреди выставки сидел - о-ля-ля! - настоящий рюсский мужик, голоплечий, в рабочем фартуке, и что-то строгал на верстаке. Цыгане пели, плясали и бросались розами. Угощение было тоже а-ля рюсс - морс, пирожки с картошкой и блинчики с красной икрой.

Удивительным образом на выставке обнаружился стенд с портретами европейских философов в золоченых рамах работы героя программы «Квартирный вопрос» декоратора Марата Ка. На импровизированном газоне стояла табличка с цитатой из «Критики практического разума» Иммануила Канта. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо над головой и моральный закон внутри нас».

Эх... жили люди!

Центральный дом художника
Крымский Вал, д.10