Круговые турниры с участием шахматистов мирового уровня интересны не только своей спортивной интригой, но и теоретическими дуэлями, которые почти всегда в них разгораются. Дело в том, что гроссмейстеры в большинстве своем играют одни и те же дебютные варианты, причем чаще всего — за оба цвета. Причина проста: при всем богатстве выбора начальных ходов не так уж много надежных линий за черных, а опровержение некорректных уже записано в компьютерные файлы.
Краткая предыстория масштабной битвы Даниил Дубов — Владимир Малахов такова.
В четвертом туре в партии Матлаков — Федосеев белые нанесли сильный удар по системе Чебаненко, подготовив важное усиление в разветвлении с 5.Фс2. В итоге, правда, Федосеев не только отбился, но даже сумел победить, однако с итогами дебюта исход партии никак не связан.
В шестом туре Федосеев, судя по всему, хотел испытать этот план уже за белых, но его соперник Малахов первым ушел в сторону (перипетии той баталии описаны в заметке «Одна неточность – и можно укрякаться»).
Малахов тогда намекнул, что кое-что в ответ на 5.Фс2 у него заготовлено, однако его секундант Вадим Звягинцев строго-настрого запретил идти в эту линию против Федосеева. В девятом туре настал, наконец, момент для того, чтобы раскрыть карты.
«При ближайшем рассмотрении выяснилось, что в варианте, который принес мне успех во встрече с Федосеевым, тоже очень много вопросов, которые мне могут задать по ходу партии, — признался Малахов. — И я при подготовке выбрал ту позицию, которую мне по рисунку будет проще играть».
Итак, Малахов вернулся к своей излюбленной системе Чебаненко, а Дубов, как и следовало ожидать, пошел 5.Фс2 «по Матлакову». К слову, Даниил и Максим — большие друзья; весьма вероятно, что этот план они анализировали вместе.
Малахов избрал очень редкое продолжение и получил в ответ мощный удар: белый слон хладнокровно побил пешку, защищенную аж двумя другими «пехотинцами»!
«Это компьютеры, которые давно пора запретить, придумали удар Bxb5! — констатировал Малахов после партии. — Конечно, у меня не было иллюзий, что этот ход не будет сделан на доске, но возникающую позицию я смотрел дня три в течение этого турнира. Что можно сказать? Позиция мрачная, очень опасная для черных.
Но, с другой стороны, если не идти сюда, то приходится признать, что системы Чебаненко больше нет. А признавать это не хочется. Когда ход Bxb5 был исполнен, в комнате отдыха я поймал на себе укоризненный взгляд Володи Федосеева, — со смехом продолжил рассказ Малахов. — Мол, почему со мной ты в эту линию не пошел, и почему сейчас так подставляешься?»
Шахматист признался, что очень рисковал, выбирая такое продолжение против Дубова.
«У белых была масса заманчивых возможностей. Понятно, что Дубов эту позицию когда-то смотрел, но я надеялся, что вряд ли он очень внимательно повторял ее перед партией, ведь раньше я так не играл.
А я смотрел вариант дня три. И форсированного мата за белых так и не нашел. Хотя наверняка он есть, трудно в этом сомневаться. Я надеялся, что в крайнем случае отдам слабые пешки а6 и с6, останусь без пешки, но благодаря слабости полей е5 и f4 получу хорошие шансы на ничью в эндшпиле», — признался Малахов.
Однако вскоре Максим убедился в том, что ни о каком эндшпиле с лишней пешкой его молодой соперник и не помышляет, а хочет прямолинейно и грубо заматовать черного короля. Владимир с улыбкой процитировал известную фразу из романа Ильфа и Петрова: «Здесь Паша Эмильевич понял, что сейчас его будут бить, может быть, даже ногами».
По словам Малахова, он хоть и был озабочен тем, чтобы дожить до 20 хода, но по-прежнему не видел форсированного проигрыша.
Позиция белых выглядела подавляющей, однако задачи перед ними стояли непростые. Выбор огромный, но каким-то чудом и тут, и там у черных находится единственная защита. Было от чего голове пойти кругом! Долгое время Даниил играл очень логично: перевел коня в центр, а потом пожертвовал его за две пешки.
Владимир, правда, по горячим следам раскритиковал этот замысел — мол, теперь его ладья а8 подключается к защите, и черные вне опасности, но компьютер эту оценку не подтверждает. Железный друг считает, что белые могли отыграть фигуру и остаться с лишней пешкой, а главное — с двумя слонами, нацеленными на неприятельского короля. Защищать эту позицию черным непросто, хотя пешечные слабости в лагере белых оставляют шансы на спасение.
Дубов же, скорее всего, посчитал, что этого мало и в поисках большего грубо ошибся на 20-м ходу — добровольно подставил своего ферзя под удары неприятельских фигур.
После этого Малахов быстро распутал клубок своих фигур, сохранив подавляющий материальный перевес, и уже на 27-м ходу белым пришлось признать свое поражение. Типичный случай «Горя от ума».
В этом же туре Никита Витюгов разошелся миром с Эрнесто Инаркиевым.
Пока белые забирали одну, а потом и вторую пешку в окончании, черные внедрили свои ладьи на вторую горизонталь и получили достаточную для равенства контригру.
А единоличным лидером вновь стал Владимир Федосеев, в затяжной борьбе переигравший черными Сергея Волкова.
Василий Смыслов когда-то очень просто объяснил секрет своих побед: «Я стараюсь сделать 40 сильнейших ходов, и если соперник тоже находит лучшие ходы, то получается ничья. Если же он ошибается, то я выигрываю».
Федосеев в этой партии, похоже, следовал рецепту седьмого чемпиона мира: в равной позиции он ход за ходом создавал проблемы сопернику, на 43-м ходу выиграл пешку, а еще через 25 ходов ее реализовал.
Остальные результаты тура:
Санан Сюгиров нанес поражение Евгению Романову, вничью завершились партии Петр Свидлер — Максим Матлаков и Александр Рязанцев — Евгений Томашевский. Отметим, что во всех трех результативных партиях победу праздновали черные.
Положение после девятого тура:
1. В. Федосеев — 6 очков из 6, 2. Н. Витюгов — 5,5, 3-6. Д. Дубов, П. Свидлер, Е. Томашевский, В. Малахов — по 5, 7-9. А. Рязанцев, Э. Инаркиев, С. Сюгиров — по 4,5, 10. М. Матлаков — 3,5, 11. С. Волков — 3, 12. Е. Романов — 2,5.
Пары десятого тура:
Инаркиев — Томашевский, Сюгиров — Рязанцев, Матлаков — Романов, Федосеев — Свидлер, Малахов — Волков, Витюгов — Дубов.
У женщин произошла смена лидера: Валентина Гунина проиграла белыми Наталье Погониной, причем уже к 13 (!) ходу ее положение стало безнадежным.
Очевидно, Гунина и ее тренер обратили внимание на то, что соперница не слишком уверенно трактует черными шотландскую партию, поэтому вместо своего основного хода 1.d4 Гунина начала игру от короля — 1.е4. Погонина же, по ее словам, предвидела такое развитие событий и подготовила в ответ на «шотландку» схему, которую никогда раньше не играла.
Уже хода с пятого-шестого для обеих девушек началось свободное творчество. В ответ на диковинный шестой ход белых Погонина смело пожертвовала две пешки, получив взамен большой перевес в развитии.
Гунина защищалась не лучшим образом (справедливости ради отметим, что задачи перед белыми стояли очень непростые), и ее застрявший в центре король попал под разгромную атаку.
Также черными Александра Горячкина обыграла Екатерину Ковалевскую. В «команде белых» гол престижа забила Евгения Овод, победившая Полину Шувалову. Вничью сыграли Алина Кашлинская — Ольга Гиря, Марина Нечаева — Анастасия Боднарук и Оксана Грицаева — Алиса Галлямова. Таким образом, девятый тур закончился со счетом 5:1 в пользу черных.
Положение после 9-го тура:
1. Н. Погонина – 6 очков из 9, 2-5. А. Кашлинская, В. Гунина, А. Горячкина, О. Гиря – по 5,5, 6. А. Боднарук – 4,5, 7-9. П. Шувалова, М. Нечаева, Е. Овод – по 4, 10. О. Грицаева – 3,5, 11-12. Е. Ковалевская, А. Галлямова – по 3.
Пары 10-го тура:
Погонина — Шувалова, Горячкина — Овод, Гиря — Ковалевская, Боднарук — Кашлинская, Галлямова — Нечаева, Гунина — Грицаева.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице шахмат, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «Вконтакте».