8 декабря 2016

 $63.34€68.19

18+

Онлайн-трансляции
Свернуть






(none)

Много шума вокруг пассатижей

Закулисная сторона шоссейно-кольцевых гонок.

Фотография: «Газета.Ru»

Очередной этап Российской серии кольцевых гонок — самого масштабного и престижного национального турнира в этой категории автоспорта — состоится 3 августа в Казани.

Многие из тех, кто в итоге придет на трибуны «Казань Ринга», наверняка примут решение о посещении гонки в последний момент. И, к примеру, в среду утром накануне этапа мысль о поездке на автодром еще даже не придет им в голову. Между тем фура команды «Лукойл Рейсинг Тим Лада» в этот момент покинет московскую базу коллектива и возьмет курс на Казань, чтобы вернуться в столицу в понедельник вечером. Получается, что механики проводят вне дома почти неделю, а жены и дети могут увидеть их лишь по скайпу или с помощью традиционной воскресной видеотрансляции на сайте рскг.рф.

В штатном расписании команды не предусмотрено отдельного места для водителя фуры – эту обязанность выполняет один из механиков, которому за это не положено никаких доплат и послаблений. «Просто само собой как-то сложилось, что за рулем сидит именно этот человек», — рассказывает гоночный инженер Валерий Комаров.

Всего же с двумя автомобилями Lada Granta самого быстрого и престижного класса «Туринг» работают восемь человек: под управлением гоночного инженера трудятся моторист, специалист по электрике, инженер по работе с данными и по паре механиков на каждую из двух машин.

В иерархии российского кольца «Лукойл Рейсинг» занимает место Ferrari – команды, которая участвует в гонках очень давно, не имеет проблем с деньгами и может себе позволить больше, чем конкуренты. Но, будь его воля, Валерий Комаров увеличил бы численность своей бригады:

«Думаю, идеальный вариант – это чтобы с каждой машиной работал свой инженер, а механиков было трое-четверо. В этом случае за каждым автомобилем будут следить более плотно, снизится риск того, что на ту или иную мелочь не обратят нужного внимания. К примеру, сейчас нам не всегда хватает времени для проверки температуры и давления шин…»

Гоночный уикенд РСКГ устроен так, что все самые важные заезды – собственно гонки, где разыгрываются кубки и очки, – проходят в один день, в воскресенье. Но для механиков и инженеров середина дня является напряженным моментом что в воскресенье, что в субботу, когда после тренировок машины надо подготовить к квалификации. За сравнительно короткий отрезок времени надо проанализировать поведение автомобиля по ходу только что завершившегося заезда, сделать выводы, внести изменения в настройки, подготовить покрышки для следующего заезда.

Если серьезных поломок и аварий в течение дня не случилось, вечер субботы выходит для механиков сравнительно ненапряжным: обязательными процедурами являются лишь «протяжка» (проверка креплений) элементов подвески и проверка углов установки колес. Так как эти очень важные с точки зрения сцепления шин с трассой (а значит, и скорости в поворотах) параметры легко могут измениться даже при выглядевшем вполне безобидно наезде на поребрик.

Впрочем, беспроблемные выходные как-то не задерживаются в памяти, а вот «трудовые подвиги» запоминаются надолго. Как нетрудно догадаться, связаны они обычно с авариями, после которых мало заменить поврежденные детали – надо по возможности восстановить геометрию кузова. При ударе нередко гнутся лонжероны — массивные балки, являющиеся ключевым элементом силовой структуры кузова и во многом отвечающие за ее жесткость. С кривыми лонжеронами машина если и поедет, то криво, а значит, отнюдь не быстро. А восстановление формы лонжерона методом выбивания и вытягивания – занятие непростое и трудоемкое.

«На моей памяти самым экстремальным моментом было восстановление машины Бориса Шульмейстера, который три года назад попал в аварию во время квалификации в Курске, — рассказывает Валерий Комаров. — Там заезды проходили на улицах города, и трасса во многих местах была огорожена бетонными блоками, в один из которых Борис и улетел, допустив ошибку на торможении. Работать пришлось часов до двух ночи…».

Впрочем, были в истории команды и случаи, когда восстановление разбитой машины завершалось только ранним утром. Но в обычном сервисе на выполнение тех же работ уходит неделя…

Никогда нельзя зарекаться и от поломок, среди которых самые проблемные – требующие замены двигателя. На базе команды механики «Лукойл Рейсинг» тратят на эту процедуру дня полтора: к примеру, одних соединений (провода, шланги, болты) надо разомкнуть около сотни. В полевых же условиях счет времени идет на часы. «Однажды всемером механики справились за два с половиной часа, — вспоминает Валерий Комаров. – Причем в особо неудачные выходные это приходится делать не один раз: к примеру, пару лет назад в Нижнем Новгороде сначала пришлось менять моторы на обеих машинах, а потом, когда и с одним из запасных начались проблемы, – возвращать на свое место один из ранее сломавшихся, который к тому моменту уже успели починить…»

Неудивительно, что самой приятной процедурой для механика Валерий называет протирку полностью исправной машины. А самым страшным кошмаром – момент, когда тщательно проверенный и полностью готовый к бою автомобиль перед выездом из боксов на стартовое поле вдруг не заводится. Ведь в недрах мотора всегда может выйти из строя какой-нибудь датчик положения коленвала – копеечная деталь, без которой двигатель работать не может…

Легко понять и тот факт, что многие из тех, кто работает в боксах, оказываются людьми суеверными: к примеру, один из опытнейших механиков «Лукойл Рейсинг Тим Лада» считает плохой приметой заводить двигатель в понедельник. А причиной разговора на повышенных тонах может стать непочтительное отношение к инструменту. К примеру, у механика могут быть одни пассатижи для работ с электрикой и вторые (ничем не отличающиеся от первых) – для использования при слесарных работах. Если инструментом захочет воспользоваться другой механик – никто ему не откажет, но не дай бог перепутать!

Кстати об инструментах. Вопреки обывательским представлениям, механики «Лукойл Рейсинг Тим Лада» практически не пользуются домкратами. Дело в том, что техтребования класса «Туринг» разрешают сделать днище плоским, прикрыв его специальными панелями. Лапа домкрата эти панели повредит или вовсе сломает, поэтому конструкцией автомобиля предусмотрены встроенные пневмодомкраты. Механик подкатывает баллон со сжатым воздухом, вставляет шланг в специальное гнездо – и гоночная «Гранта» подпрыгивает вверх на несколько десятков сантиметров. В целом же какого-то экзотического, сверхтехнологичного инструмента в боксах не увидишь. Разве что насосы для откачки бензина из бака (они бывают и электрическими, и ручными) или заглушки, прикрывающие выхлопные трубы. Первые несколько минут после запуска двигатель работает на богатой смеси и может дымить – чтобы этот дым не разносило по всем боксам, заглушка направляет струю выхлопных газов вниз.

Туринговую «Гранту» нельзя назвать любимицей механиков. К примеру, менять ремень генератора не слишком удобно — такова компоновка моторного отсека, и в межсезонье конструкторам и инженерам не раз приходилось устраивать там «перестановку» именно с целью сделать более простым выполнение стандартных операций. Гораздо более приятные воспоминания остались от Ford Fiesta класса «Туринг-Лайт», правда и у него были свои особенности: к примеру, замена тросов в приводе КПП сама по себе была бы не особо сложной процедурой, если бы для ее выполнения не требовался демонтаж двигателя.

Трассы делятся на любимые и нелюбимые также не с учетом их конфигурации или средней скорости, а с учетом того, насколько удобно работать механикам. «Всем нравится Moscow Raceway, где в каждом боксе есть туалет и душ, есть система подачи сжатого воздуха и множество электрических розеток, — рассказывает Валерий Комаров. – Впрочем, на случай проблем с электричеством у нас есть генераторы, позволяющие команде работать автономно. Многим нравится «Смоленское кольцо» в Дорогобуже: там с пит-лейна видно почти всю трассу, и механики почти всегда могут держать машину в поле зрения...»

Последний из состоявшихся в этом году этапов Российской серии кольцевых гонок добавил механикам «Лукойл Рейсинг Тим Лада» работы: обе «Гранты» уехали с казанской трассы поврежденными. Может быть, повторный визит на «Казань Ринг» выйдет более удачным? Очередной, пятый, этап РСКГ состоится на трассе в окрестностях столицы Татарстана через выходные – 2 и 3 сентября. Вход на трассу для зрителей традиционно бесплатный, а схему проезда можно найти на официальном сайте автодрома. Впрочем за заездами можно следить из любой точки мира с помощью видеотрансляции на сайте рскг.рф.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Личный зачет-2016

Пилот О
Росберг (Мерседес) 385
Хэмилтон (Мерседес) 380
Риккардо (Ред Булл) 256
Феттель (Феррари) 212
Ферстаппен (Ред Булл) 204
Райкконен (Феррари) 186
Перес (Форс Индия) 101
Боттас (Уильямс) 85
Хюлькенберг (Форс Индия) 72
Алонсо (Макларен) 54
Масса (Уильямс) 53
Сайнс (Торо Россо) 46
Грожан (Хаас) 29
Квят (Торо Россо) 25
Баттон (Макларен) 21
Магнуссен (Рено) 7
Наср (Заубер) 2
Палмер (Рено) 1
Вандорн (Макларен) 1
Верляйн (Манор) 1
Гутьеррес (Хаас) 0
Эриксон (Заубер) 0
Окон (Манор) 0
Харианто (Манор) 0

Кубок конструкторов-2016

Команда О
Мерседес 765
Ред Булл 468
Феррари 398
Форс Индия 173
Уильямс 138
Макларен 76
Торо Россо 63
Хаас 29
Рено 8
Заубер 2
Манор 1

Расписание-2016

Этап Дата
Гран-при Австралии 20 марта
Гран-при Бахрейна 3 апреля
Гран-при Китая 17 апреля
Гран-при России 1 мая
Гран-при Испании 15 мая
Гран-при Монако 29 мая
Гран-при Канады 12 июня
Гран-при Европы 19 июня
Гран-при Австрии 3 июля
Гран-при Великобритании 10 июля
Гран-при Венгрии 24 июля
Гран-при Германии 31 июля
Гран-при Бельгии 28 августа
Гран-при Италии 4 сентября
Гран-при Сингапура 18 сентября
Гран-при Малайзии 2 октября
Гран-при Японии 9 октября
Гран-при США 23 октября
Гран-при Мексики 30 октября
Гран-при Бразилии 13 ноября
Гран-при Абу-Даби 27 ноября