28 марта 2017

 $56.98€61.89

18+

Онлайн-трансляции
Свернуть








(none)

Вторую голову брать будете?

Почему не все автогонщики пользуются услугами тренеров

Фотография: «Газета.Ru»

Футбол без тренера представить невозможно. А пилоты во всеуслышание признаются в отсутствии тренера и не краснеют. Как гонщики обходятся без головомоек в раздевалках, «Газета.Ru» решила выяснить на примере Российской серии кольцевых гонок.

У среднестатистического гонщика немало возможностей повысить свои шансы на успех. Можно пересесть на другую, более быструю машину: к примеру, в самой быстрой, дорогой и престижной категории российского кольца — классе «Туринг» автомобили BMW смотрятся на порядок лучше, чем Lada Granta и Seat Leon. Если в машине сомнений нет, можно поменять команду — на ту, где механики не будут забывать пассатижи в картере коробки передач. Можно уделить повышенное внимание работе с настройками и научиться выжимать из машины максимум, уверенно подгоняя ее к имеющимся в гонках постоянным и переменным: стилю езды, особенностям трассы, погоде… Наконец, работать можно над собой: ведь как бы быстр ты ни был, всегда есть возможность стать хоть на десятку, хоть на сотку с круга, но еще быстрее. Но может ли гонщик (к примеру, накануне запланированного на ближайшие выходные этапа РСКГ в Казани) самосовершенствоваться без посторонней помощи — или этим процессом обязательно должен кто-то управлять?

Один из нюансов — в том, что в серьезных гонках рядом с пилотом по умолчанию есть специалист, который день за днем и этап за этапом помогает двигаться вперед. Гоночный инженер — человек, который порой весьма отрывочные и расплывчатые ощущения водителя конвертирует в конкретные указания механикам и точные цифры. Он знает, как с помощью настроек заставить машину меньше плужить и активнее мести хвостом. Он с легкостью прочитывает графики телеметрии, которые для многих гонщиков являются темным лесом. Он — то ли человек-компьютер, то ли корифей черной гоночной магии.

Поэтому многие пилоты считают, что грамотного гоночного инженера для счастья вполне достаточно. К примеру, для выступающего в классе «Туринг-лайт» петербуржца Сергея Коронатова самосовершенствование складывается из двух важных составляющих: наката и общения с гоночным инженером.

— Накат я «добираю» в рамках итальянского Кубка Seat Leon, который привлекает хорошими трассами, сравнительно низкими ценами и минимумом логистических проблем, — рассказывает пилот команды «Зенит Моторспорт». — А что касается работы над ошибками, то все ошибки видны на телеметрии. Сейчас главная моя проблема — торможения. То не прожимаю педаль до конца, то торможу слишком рано, из-за чего в какой-то момент машина движется накатом, а в гонках такого быть не должно...

Поэтому неудивительно, что без тренера нередко обходятся как успешные гонщики, так и начинающие. К примеру, нет тренера у Михаила Грачева, действующего чемпиона «Туринга» и лидера общего зачета, который в нынешнем сезоне — если бы не «наказания» в виде балласта или переворачивания первой шестерки на старте второй гонки уикенда — легко мог бы выиграть шесть заездов из шести состоявшихся.

— В разное время мне помогали разные люди, но человека, которого я мог бы однозначно назвать своим тренером, не было никогда, — рассказывает Михаил. — Если же говорить о человеке, к мнению которого я всегда прислушаюсь, то этой мой отец.

Он ведь был рядом на всех этапах моей карьеры — начиная с картинга и заканчивая победой в чемпионате России.

В то же самое время без тренера обходился и обходится Владимир Мельников, за плечами которого один-единственный кольцевой сезон.

— Я не занимался ни в каких академиях вождения и даже в автошколе сдал экзамен экстерном, — говорит Владимир. — А управлять автомобилем научился по книгам профессора Эрнеста Цыганкова.

И не поспоришь, что научился: на предыдущем этапе РСКГ в Нижнем Новгороде, впервые сев за руль немолодого уже Ford Fiesta, москвич уверенно держался в первой тройке класса «Туринг-лайт» — и приехал бы на подиум, если бы не затроивший мотор.

Для кого-то отказ от услуг тренера — осмысленное решение. А кто-то просто не считает нужным тратить на «лишнего» специалиста деньги. Ведь консультации грамотного тренера могут обойтись в приличную сумму — в пятьдесят, а то и семьдесят тысяч рублей за выходные. Конечно, актуальность таких услуг во многом зависит от опыта самого пилота и уровня его мастерства. Команды и механики бывают разными, и у начинающих спортсменов тренер нередко играет роль менеджера. Он знает, что к этому коллективу не было претензий на протяжении последних нескольких лет, а вот в той команде совладельцы рассорились друг с другом — и вряд ли стоит ждать, что посматривающие на сторону механики будут делать свою работу идеально. Но и непосредственно на трассе тренеру есть чему научить своего подопечного, причем порой речь идет отнюдь не о каких-то хитрых тонкостях.

— Мне помогает известный раллист Михаил Кривоспицкий, — рассказывает Станислав Минский, пилотирующий Seat Leon класса «Туринг». — Под его руководством я учился приемам контраварийного вождения на обычном дорожном автомобиле, потом дело дошло до гонок… И вот однажды, сидя справа от меня, Михаил обратил внимание, что при работе с педалью газа пятка моей правой ноги висит в воздухе. А надо упираться ей в специальную площадку — тогда педалирование получается более уверенным, газ можно дозировать точнее…

Такие детали сложно отследить на телеметрии.

Наряду с тренерами, стоящими у края трассы, и тренерами, сидящими справа, бывает и особый вид тренеров — тренеры, которые сами садятся за руль. Пожалуй, самый яркий пример такого рода — команда Sport Racing Technologies, выступающая в классе «Туринг-лайт».

За нее выступают 17-летний Николай Грязин и Борис Шульмейстер, который на старт первой своей гонки вышел до того, как его нынешний товарищ по команде родился. Сейчас Борис выступает в роли играющего тренера, и, по словам Грязина, такой формат наиболее эффективен.

— Все-таки есть большая разница между ситуацией, когда тренер слушает твой рассказ о поведении машины, и ситуацией, когда он может сам все почувствовать. Причем сделать это по ходу гоночного уикенда, когда время нахождения на трассе ограниченно и ехать надо на результат, сводя к минимуму любую раскачку и прикатку, — утверждает Шульмейстер.

До последнего момента взаимодействие тренера и ученика облегчал тот момент, что Николай пользовался настройками Бориса — не от лени, а самостоятельно прочувствовав их эффективность. И лишь недавно стал подгонять машину под формирующийся стиль езды.

— Я более агрессивен, поэтому делаю машину более шустрой и верткой. У Бориса машина более стабильна и не прощает резких движений рулем, — признается Грязин.

Впрочем, порой работать с тренером не считают зазорным и опытные гонщики. К примеру, еще один пилот класса «Туринг-лайт», Андрей Севастьянов мало того что выступает в гонках почти 30 лет, в свое время прошел обучение по специальности «тренер по автоспорту». И тем не менее у Андрея есть свой тренер — не менее опытный Антон Захаров.

— Как бы много гонок ты ни проехал, как бы хорошо ни чувствовал машину, любому пилоту нужно, чтобы на его езду кто-то смотрел со стороны, — поясняет Андрей. — К примеру, из-за руля порой непросто понять, всю ширину трассы ты использовал или проехал в паре метров от края. Есть множество нюансов, которые напрямую сказываются на времени круга. Да, услуги тренера — это дополнительные затраты. Но с другой стороны, покрышки тоже стоят недешево. И если ты истер комплект, не добившись нужного результата, считай, выкинул эти шины на свалку сразу после покупки. А работа с тренером позволяет максимально эффективно использовать все ресурсы, от покрышек до времени.

Одним словом, услугами тренеров пользуются далеко не все гонщики. С другой стороны, те, кто пользуются, могут привести не один и не два примера того, как работа с опытным и наблюдательным специалистом помогла отыграть не то что доли секунды, а целые секунды. И вряд ли является совпадением тот факт, что все лидеры вышеупомянутого класса «Туринг-лайт» либо пользуются услугами тренеров, либо сами тренерами являются. Похоже, в столь сложном деле, как автоспорт, все-таки чем больше хорошо соображающих голов — тем лучше.

P.S. Очередной этап РСКГ (Российская серия кольцевых гонок — самый масштабный и престижный национальный турнир в этой категории автоспорта) состоится в ближайшие выходные на трассе «Казань-Ринг». Вход на трассу (схему проезда можно найти на официальном сайте автодрома) бесплатный, не придется платить и за прямую видеотрансляцию на сайте рскг.рф. Первая из четырех гонок дня стартует в воскресенье в 10.30 утра.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Личный зачет-2017

Пилот О
Феттель (Феррари) 25
Хэмилтон (Мерседес) 18
Боттас (Мерседес) 15
Райкконен (Феррари) 12
Ферстаппен (Ред Булл) 10
Масса (Уильямс) 8
Перес (Форс Индия) 6
Сайнс (Торо Россо) 4
Квят (Торо Россо) 2
Окон (Форс Индия) 1
Хюлькенберг (Рено) 0
Джовинацци (Заубер) 0
Вандорн (Макларен) 0
Алонсо (Макларен) 0
Магнуссен (Хаас) 0
Стролл (Уильямс) 0
Риккардо (Ред Булл) 0
Эриксон (Заубер) 0
Палмер (Рено) 0
Грожан (Хаас) 0

Кубок конструкторов-2017

Команда О
Феррари 37
Мерседес 33
Ред Булл 10
Уильямс 8
Форс Индия 7
Торо Россо 6
Рено 0
Заубер 0
Макларен 0
Хаас 0

Расписание-2017

Этап Дата
Гран-при Австралии 26 марта
Гран-при Китая 9 апреля
Гран-при Бахрейна 16 апреля
Гран-при России 30 апреля
Гран-при Испании 14 мая
Гран-при Монако 28 мая
Гран-при Канады 11 июня
Гран-при Азербайджана 25 июня
Гран-при Австрии 9 июля
Гран-при Великобритании 16 июля
Гран-при Венгрии 30 июля
Гран-при Бельгии 27 августа
Гран-при Италии 3 сентября
Гран-при Сингапура 17 сентября
Гран-при Малайзии 1 октября
Гран-при Японии 8 октября
Гран-при США 22 октября
Гран-при Мексики 29 октября
Гран-при Бразилии 12 ноября
Гран-при Абу-Даби 26 ноября