4 декабря 2016

 $63.87€68.11

18+

Онлайн-трансляции
Свернуть











(none)

Вторую голову брать будете?

Почему не все автогонщики пользуются услугами тренеров

Фотография: «Газета.Ru»

Футбол без тренера представить невозможно. А пилоты во всеуслышание признаются в отсутствии тренера и не краснеют. Как гонщики обходятся без головомоек в раздевалках, «Газета.Ru» решила выяснить на примере Российской серии кольцевых гонок.

У среднестатистического гонщика немало возможностей повысить свои шансы на успех. Можно пересесть на другую, более быструю машину: к примеру, в самой быстрой, дорогой и престижной категории российского кольца — классе «Туринг» автомобили BMW смотрятся на порядок лучше, чем Lada Granta и Seat Leon. Если в машине сомнений нет, можно поменять команду — на ту, где механики не будут забывать пассатижи в картере коробки передач. Можно уделить повышенное внимание работе с настройками и научиться выжимать из машины максимум, уверенно подгоняя ее к имеющимся в гонках постоянным и переменным: стилю езды, особенностям трассы, погоде… Наконец, работать можно над собой: ведь как бы быстр ты ни был, всегда есть возможность стать хоть на десятку, хоть на сотку с круга, но еще быстрее. Но может ли гонщик (к примеру, накануне запланированного на ближайшие выходные этапа РСКГ в Казани) самосовершенствоваться без посторонней помощи — или этим процессом обязательно должен кто-то управлять?

Один из нюансов — в том, что в серьезных гонках рядом с пилотом по умолчанию есть специалист, который день за днем и этап за этапом помогает двигаться вперед. Гоночный инженер — человек, который порой весьма отрывочные и расплывчатые ощущения водителя конвертирует в конкретные указания механикам и точные цифры. Он знает, как с помощью настроек заставить машину меньше плужить и активнее мести хвостом. Он с легкостью прочитывает графики телеметрии, которые для многих гонщиков являются темным лесом. Он — то ли человек-компьютер, то ли корифей черной гоночной магии.

Поэтому многие пилоты считают, что грамотного гоночного инженера для счастья вполне достаточно. К примеру, для выступающего в классе «Туринг-лайт» петербуржца Сергея Коронатова самосовершенствование складывается из двух важных составляющих: наката и общения с гоночным инженером.

— Накат я «добираю» в рамках итальянского Кубка Seat Leon, который привлекает хорошими трассами, сравнительно низкими ценами и минимумом логистических проблем, — рассказывает пилот команды «Зенит Моторспорт». — А что касается работы над ошибками, то все ошибки видны на телеметрии. Сейчас главная моя проблема — торможения. То не прожимаю педаль до конца, то торможу слишком рано, из-за чего в какой-то момент машина движется накатом, а в гонках такого быть не должно...

Поэтому неудивительно, что без тренера нередко обходятся как успешные гонщики, так и начинающие. К примеру, нет тренера у Михаила Грачева, действующего чемпиона «Туринга» и лидера общего зачета, который в нынешнем сезоне — если бы не «наказания» в виде балласта или переворачивания первой шестерки на старте второй гонки уикенда — легко мог бы выиграть шесть заездов из шести состоявшихся.

— В разное время мне помогали разные люди, но человека, которого я мог бы однозначно назвать своим тренером, не было никогда, — рассказывает Михаил. — Если же говорить о человеке, к мнению которого я всегда прислушаюсь, то этой мой отец.

Он ведь был рядом на всех этапах моей карьеры — начиная с картинга и заканчивая победой в чемпионате России.

В то же самое время без тренера обходился и обходится Владимир Мельников, за плечами которого один-единственный кольцевой сезон.

— Я не занимался ни в каких академиях вождения и даже в автошколе сдал экзамен экстерном, — говорит Владимир. — А управлять автомобилем научился по книгам профессора Эрнеста Цыганкова.

И не поспоришь, что научился: на предыдущем этапе РСКГ в Нижнем Новгороде, впервые сев за руль немолодого уже Ford Fiesta, москвич уверенно держался в первой тройке класса «Туринг-лайт» — и приехал бы на подиум, если бы не затроивший мотор.

Для кого-то отказ от услуг тренера — осмысленное решение. А кто-то просто не считает нужным тратить на «лишнего» специалиста деньги. Ведь консультации грамотного тренера могут обойтись в приличную сумму — в пятьдесят, а то и семьдесят тысяч рублей за выходные. Конечно, актуальность таких услуг во многом зависит от опыта самого пилота и уровня его мастерства. Команды и механики бывают разными, и у начинающих спортсменов тренер нередко играет роль менеджера. Он знает, что к этому коллективу не было претензий на протяжении последних нескольких лет, а вот в той команде совладельцы рассорились друг с другом — и вряд ли стоит ждать, что посматривающие на сторону механики будут делать свою работу идеально. Но и непосредственно на трассе тренеру есть чему научить своего подопечного, причем порой речь идет отнюдь не о каких-то хитрых тонкостях.

— Мне помогает известный раллист Михаил Кривоспицкий, — рассказывает Станислав Минский, пилотирующий Seat Leon класса «Туринг». — Под его руководством я учился приемам контраварийного вождения на обычном дорожном автомобиле, потом дело дошло до гонок… И вот однажды, сидя справа от меня, Михаил обратил внимание, что при работе с педалью газа пятка моей правой ноги висит в воздухе. А надо упираться ей в специальную площадку — тогда педалирование получается более уверенным, газ можно дозировать точнее…

Такие детали сложно отследить на телеметрии.

Наряду с тренерами, стоящими у края трассы, и тренерами, сидящими справа, бывает и особый вид тренеров — тренеры, которые сами садятся за руль. Пожалуй, самый яркий пример такого рода — команда Sport Racing Technologies, выступающая в классе «Туринг-лайт».

За нее выступают 17-летний Николай Грязин и Борис Шульмейстер, который на старт первой своей гонки вышел до того, как его нынешний товарищ по команде родился. Сейчас Борис выступает в роли играющего тренера, и, по словам Грязина, такой формат наиболее эффективен.

— Все-таки есть большая разница между ситуацией, когда тренер слушает твой рассказ о поведении машины, и ситуацией, когда он может сам все почувствовать. Причем сделать это по ходу гоночного уикенда, когда время нахождения на трассе ограниченно и ехать надо на результат, сводя к минимуму любую раскачку и прикатку, — утверждает Шульмейстер.

До последнего момента взаимодействие тренера и ученика облегчал тот момент, что Николай пользовался настройками Бориса — не от лени, а самостоятельно прочувствовав их эффективность. И лишь недавно стал подгонять машину под формирующийся стиль езды.

— Я более агрессивен, поэтому делаю машину более шустрой и верткой. У Бориса машина более стабильна и не прощает резких движений рулем, — признается Грязин.

Впрочем, порой работать с тренером не считают зазорным и опытные гонщики. К примеру, еще один пилот класса «Туринг-лайт», Андрей Севастьянов мало того что выступает в гонках почти 30 лет, в свое время прошел обучение по специальности «тренер по автоспорту». И тем не менее у Андрея есть свой тренер — не менее опытный Антон Захаров.

— Как бы много гонок ты ни проехал, как бы хорошо ни чувствовал машину, любому пилоту нужно, чтобы на его езду кто-то смотрел со стороны, — поясняет Андрей. — К примеру, из-за руля порой непросто понять, всю ширину трассы ты использовал или проехал в паре метров от края. Есть множество нюансов, которые напрямую сказываются на времени круга. Да, услуги тренера — это дополнительные затраты. Но с другой стороны, покрышки тоже стоят недешево. И если ты истер комплект, не добившись нужного результата, считай, выкинул эти шины на свалку сразу после покупки. А работа с тренером позволяет максимально эффективно использовать все ресурсы, от покрышек до времени.

Одним словом, услугами тренеров пользуются далеко не все гонщики. С другой стороны, те, кто пользуются, могут привести не один и не два примера того, как работа с опытным и наблюдательным специалистом помогла отыграть не то что доли секунды, а целые секунды. И вряд ли является совпадением тот факт, что все лидеры вышеупомянутого класса «Туринг-лайт» либо пользуются услугами тренеров, либо сами тренерами являются. Похоже, в столь сложном деле, как автоспорт, все-таки чем больше хорошо соображающих голов — тем лучше.

P.S. Очередной этап РСКГ (Российская серия кольцевых гонок — самый масштабный и престижный национальный турнир в этой категории автоспорта) состоится в ближайшие выходные на трассе «Казань-Ринг». Вход на трассу (схему проезда можно найти на официальном сайте автодрома) бесплатный, не придется платить и за прямую видеотрансляцию на сайте рскг.рф. Первая из четырех гонок дня стартует в воскресенье в 10.30 утра.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Личный зачет-2016

Пилот О
Росберг (Мерседес) 385
Хэмилтон (Мерседес) 380
Риккардо (Ред Булл) 256
Феттель (Феррари) 212
Ферстаппен (Ред Булл) 204
Райкконен (Феррари) 186
Перес (Форс Индия) 101
Боттас (Уильямс) 85
Хюлькенберг (Форс Индия) 72
Алонсо (Макларен) 54
Масса (Уильямс) 53
Сайнс (Торо Россо) 46
Грожан (Хаас) 29
Квят (Торо Россо) 25
Баттон (Макларен) 21
Магнуссен (Рено) 7
Наср (Заубер) 2
Палмер (Рено) 1
Вандорн (Макларен) 1
Верляйн (Манор) 1
Гутьеррес (Хаас) 0
Эриксон (Заубер) 0
Окон (Манор) 0
Харианто (Манор) 0

Кубок конструкторов-2016

Команда О
Мерседес 765
Ред Булл 468
Феррари 398
Форс Индия 173
Уильямс 138
Макларен 76
Торо Россо 63
Хаас 29
Рено 8
Заубер 2
Манор 1

Расписание-2016

Этап Дата
Гран-при Австралии 20 марта
Гран-при Бахрейна 3 апреля
Гран-при Китая 17 апреля
Гран-при России 1 мая
Гран-при Испании 15 мая
Гран-при Монако 29 мая
Гран-при Канады 12 июня
Гран-при Европы 19 июня
Гран-при Австрии 3 июля
Гран-при Великобритании 10 июля
Гран-при Венгрии 24 июля
Гран-при Германии 31 июля
Гран-при Бельгии 28 августа
Гран-при Италии 4 сентября
Гран-при Сингапура 18 сентября
Гран-при Малайзии 2 октября
Гран-при Японии 9 октября
Гран-при США 23 октября
Гран-при Мексики 30 октября
Гран-при Бразилии 13 ноября
Гран-при Абу-Даби 27 ноября