Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Через год переберемся в КХЛ»

Интервью с Сергеем Шепелевым

Рулевой «Югры» Сергей Шепелев в интервью «Газете.Ru» кратко рассказал, как его команда шла к званию чемпиона России в высшей лиге, а также кое-что поведал из своего знаменитого прошлого.

Сергей Михайлович, примите поздравления!
<1>— Спасибо. Третий матч в Москве против «Крыльев» — как сказать, конец сезона. Все устали. Сил у команд уже не хватало. Вот в Ханты-Мансийске у нас до того по-настоящему две боевые игры были. «Крылышки» в первом матче, наверное, нас где-то недооценили. Вальяжными на площадку вышли. В итоге мы 5:1 выиграли. Во второй встрече все было уже по-иному. Просто битва — стычки, драки. При счете 5:4 в нашу пользу москвичи сняли вратаря — и мы шестую шайбу в пустые ворота им положили…

— В результате вы победили в трех встречах. Если говорить об этой решающей серии с «Крыльями Советов», то она, на первый поверхностный взгляд, казалось, сложилась для вашей команды вроде бы легко, чего не скажешь о драматичном полуфинале с ХК «Дмитров», где для выявления победителя потребовались все пять матчей. Первую встречу, кстати, вы проиграли — 0:5. В тот момент не промелькнула мысль, что финал исчезает с горизонта?
— Хм, вроде бы знали, как играет «Дмитров», знали его хоккеистов! Вышли на лед — ничто не предвещало такого! Увы, в течение трех минут мы пропустили три гола. В раздевалке поговорили, мол, что, ребята, уже сдались? Потом вышли, бились, но не забили. А четвертую и пятую шайбы получили — невольно стали доигрывать матч. Разумеется, игру разобрали, учли ошибки.

Мы-то по составу ни в чем не уступаем «Дмитрову». Собрались — взяли реванш! И серию тоже взяли!

— Вообще ХК «Югра» был основан в 2006 году. Получается, что за сравнительно короткий срок команда из окружного центра стала сильнейшей в России, пусть и в высшей лиге…
— Да, сначала «Югра» пробилась первую лигу, в 2008-м ее зачислили в высшую. И в первом же сезоне мы завоевали главный трофей.

— Вы и ваш помощник Николай Соловьев — специалисты известные, опытные. Тем не менее вас почему-то потянуло в глубинку…
— Нас пригласили. Мы приехали, поговорили с руководством клуба, с вице-губернатором. Поняли, что здесь серьезно относятся к хоккею. Нас заверили, что через год команда будет выступать в КХЛ. Сейчас-то спортивного принципа нет. Недавно, кстати, был сдан в эксплуатацию ледовый дворец на пять с половиной тысяч зрителей. Потом мы встречались с губернатором Ханты-Мансийского округа, который явно заинтересован в том, чтобы «Югра» выступала в КХЛ. Со всеми взносами он согласен. Это ярый болельщик, приходит на каждый матч!

— Стало быть, ваша команда теперь будет в элите?
— В связи с кризисом эту затею пришлось отложить. Еще сезон поиграем в высшей лиге, а уж потом, надеюсь, переберемся в КХЛ.

— Наверное, все-таки хочется поработать на более высоком уровне?
<2>— Мы с Соловьевым готовы подождать. Годик уж как-нибудь потерпим (смеется).

— Сейчас что-нибудь из своего знаменитого прошлого вспоминаете? Если попробовать, интересно, что в первую очередь у вас в памяти всплывет?
— Безусловно, как выиграли олимпийский турнир в 1984-м. Финальная встреча с чехами очень непростой получилась. Как правило, такие матчи красивыми редко бывают, ведь любая ошибка может перечеркнуть целый год работы. Естественно, шел закрытый хоккей. В итоге нам со счетом 2:0 все же удалось обыграть соперников.

— Счет тогда открыл Александр Кожевников. Говорили, что он, мол, забросил случайную шайбу...
— Ну это как сказать! Саша прокатил красную линию, от синей сильно бросил. Бросок у него настолько мощный получился, что вратарь вроде бы даже отвернулся от шайбы: она попала в перекладину, затем ему в спину и отскочила в ворота. Этот счет держался долго. И было неизвестно, кто победит. Только когда мы в конце третьего периода забросили вторую шайбу, все, по сути, стало уже ясно.

— Не сомневаюсь, вслед за этим вы точно вспомните и Кубок Канады-81. Вы же три шайбы в решающем матче забросили.
— Верно. Тот матч, кстати, тоже для нас тяжелым выдался. И счет 8:1 абсолютно не отражает истинного соотношения сил. В Северной Америке мало кто сомневался в победе хозяев. Ажиотаж был страшный! За три часа до начала игры дворец заполнился почти до отказа! Мы, разумеется, прониклись всей этой атмосферой, поэтому и настраивать никого особо не стоило.

В первом периоде канадцы здорово давили, во втором была упорная борьба, а вот в третьем, когда при счете 4:1 Володя Крутов в меньшинстве им пятую положил, они уже встали.

— Вы в то время в сборную уже от «Спартака» делегировались. А кто на вас в свердловском «Автомобилисте» глаз положил?
— Начальник команды Валерий Жиляев. Он тогда для спартаковцев подбором кадров занимался. После 1976 года меня ведь в «Спартак» звали еще, в том числе при Анатолии Ватутине. Но из Свердловска непросто было уйти. Не пущали. Местный спорткомитет долго «добро» на переход не давал.

— А какое право чиновники имели вас силком в клубе удерживать?
— Сами знаете, какие раньше времена были. Сказали, если не у нас, то, значит, нигде играть не будешь! А мне очень уж попробовать свои силы в «Спартаке» хотелось — я-то за него с детства болел! И вот наконец, когда команду Кулагин возглавил, ситуация в корне переменилась: «зеленый свет» дали. Так я в 1979-м в спартаковца превратился.

— Кулагин частенько за играми команды наблюдал со скамейки запасных, сидя на стуле. Неважно себя чувствовал?
— Да нет, просто у него привычка такая была. Бывало, Борис Павлович со стула и тренировками руководил. Но они от этого хуже не становились. Кулагин в хоккее здорово разбирался, к любому игроку умел подход найти.

— А к вам какой требовался?
— Ну, я-то по характеру человек неконфликтный, замечания по делу безропотно принимал. Борис Павлович, так, например, свое неудовольствие выказывал: «Шеп! Отчего твое звено не играет? Ты центральный — с тебя и спрос!» И мы потом с партнерами старались вовсю пуще прежнего.

— Бывает и так, что игра просто не идет. Какую в этом случае Кулагин на вас управу находил?
— Жене моей звонил, жаловался: «Танюш, почему Сережка играть перестал?» А когда я позднее «выстреливал», он улыбался: «Вот видишь, Шеп, с супругой побеседовал — ты сразу исправился».

— Нескромный вопрос можно? Хоккеисты в советские времена не бедствовали?
— Вы о зарплате? В «Спартаке» игроки получали по 250 рублей в месяц. А если ты еще к тому же входил в сборную СССР, то 350. По тем временам это были вполне нормальные деньги. Кстати, нам еще премии причитались. За каждую победу по «стольнику» доплачивали. И еще я, как заслуженный мастер спорта, в дополнение ко всему получал «четвертак».

— Спрос на советских хоккеистов был приличный. Хотя никого особо за границу тогда и не отпускали. Тем не менее, помнится, в 1988-м вы в Японию отправились...
— Точно. Как раз в Союз запрос пришел на двух хоккеистов — защитника и форварда. Компанию мне составил Виктор Кузькин из ЦСКА. Но мы в Японию тренировать команду ехали. Там закон вышел, который запрещал выступать иностранцам во всех шести местных клубах.

Так мы возглавили «Крейнз». Базировался он в городе Кусиро на острове Хоккайдо.

— Вами довольны были?
— Не то слово. Мы вообще в Японии первыми русскими специалистами по хоккею оказались. После нас мода пошла из СССР тренеров приглашать. Ирек Гимаев, Хельмут Балдерис, Василий Первухин, Владимир Тюриков, братья Голиковы — не перечислить всех, кто там работал!

— Серьезные ваши успехи на такое японцев подвигли?
— По всей видимости. За год мы команду с шестого места на третье вытянули. И, самое главное, у нас настоящая игра появилась! А то ведь катили эти самые японцы втроем за одной шайбой (смеется). Теперь вот мы с Соловьевым в Ханты-Мансийске хоккей поднимаем. И, как видите, кое-что получается (улыбается).

Другие новости можно посмотреть на странице КХЛ.

Новости и материалы
Трамп потребовал проверить Байдена на наркотики
Трамп оценил интеллект Байдена
Отцы чаще, чем матери, недовольны местом работы и профессией детей
В Севастополе отразили ракетную атаку ВСУ
В США заявили о незыблемости поддержки России Китаем
Стало известно, кто решит исход чемпионской гонки в АПЛ
В Израиле полиция разогнала антиправительственный митинг
В девяти регионах Украины объявлена воздушная тревога
Чемпион ОИ-2018 назвал лучшее нововведение КХЛ
Большинство россиян считают престижной работу в фармацевтической отрасли
Легендарный вратарь «Спартака» рассказал, где видит Акинфеева в новом сезоне
В шести регионах Украины звучит сигнал воздушной тревоги
В Севастополе сработала система ПВО
ЕС ужесточит правила ввоза домашних животных из России
Стал известен игрок «Крыльев Советов», способный заиграть в топ-клубе
В МИД РФ назвали «безумной» политику Запада в отношении Грузии
Булыкин объяснил, чем отличается футбол в Европе от РПЛ
В США Блинкена подвергли критике за его слова о России
Все новости