Как известно, на церемонии закрытия Игр Азмайпарашвили, который является еще и президентом Шахматной федерации Грузии, был выдворен сотрудниками службы безопасности со сцены, избит и помещен в «кутузку».
Со дня закрытия Всемирной шахматной олимпиады в Кальвии прошло всего два дня, однако эта тема до сих пор не закрыта. Похоже, разгорается скандал, который может затмить собственно итоги Олимпиады, оказавшимися сенсационными (впервые за 26 лет чемпионами среди мужчин не стали представители нашей страны). Азмайпарашвили, очень уважаемого в шахматном мире человека, испанские охранники, видимо, просто не поняли. Но все же отправили за решетку.
Случилось все еще в субботу, когда
Азмайпарашвили попросил слова, чтобы разобраться в странной, по его мнению, ситуации. По версии представителей ФИДЕ, Зураб заступился за свою замечательную соотечественницу Нону Гаприндашвили.
На церемонии закрытия она должна была вручить почетный приз команде России за победу в общем зачете, учитывающем результаты и мужчин, и женщин. Но имя бывшей чемпионки мира в итоге на церемонии даже не упомянули, хотя приз она вручила. Азмайпарашвили решился заступиться за грузинские шахматы, попросив объяснений у ведущего. Он попытался выйти на сцену, за что и был скручен охранниками, которые повалили его на пол. При этом у Азмайпарашвили, хотя и являлся участником турнира, возглавляя в Кальвии сборную своей страны, имел VIP-аккредитацию.
Уже в понедельник раскрылась любопытная деталь, которая может иметь отношение к случившемуся. Как заявили организаторы турнира, когда Азмайпарашвили прилетел на турнир, он прямо в аэропорту Пальмы начал требовать для себя отдельного номера в гостинице (изначально ему, как простому участнику турнира, предоставили номер вместе с командой). Не исключено, что сварливого грузина приметили и затаили обиду. Так, по одной из версий, перед началом церемонии открытия охранники слишком тщательно обыскивали его супругу Марину, слишком распустив при этом руки. Азмайпарашвили возмутился, и, хотя его с женой пропустили в зал, он стал объектом охоты. А когда полез на сцену, его судьба была предрешена.
Возмущение ФИДЕ вызвал не столько факт задержания грузина (ведь действительно, охранники должны были следить за тем, чтобы церемония открытия была сорвана), сколько то, что после ареста не выдавалась никакая информация о местонахождении Азмайпарашвили и меры пресечения, которая будет к нему применена.
При этом, как говорится в официальном заявлении ФИДЕ, организаторы турнира и представители испанской федерации не сделали ничего, чтобы разобраться в случившемся.
Так, президент Испанской федерации Хавьер Очоа де Очаген отказался нанять для Азмайпарашвили испанского адвоката.
Сразу после инцидента делегация ФИДЕ во главе с адвокатом федерации отправилась в полицейский участок Пальмановы, но им было отказано в свидании с задержанным. Испанские власти также отказали в прошении об исследовании грузинского шахматиста независимым врачом, так как были подозрения, что Азмайпарашвили избили (появилась даже информация, что его отправили не в тюрьму, а в госпиталь).