Европейское общество отнюдь не является хорошо организованным, там много социальных противоречий, заявил доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, профессор МФТИ Алексей Савватеев, ставший героем нового выпуска проекта «Лидеры с Лилией Абрамовой».
Математик рассказал, что полтора года жил и преподавал в Бельгии, получил оффер за рубежом, но отказался остаться в Европе.
По его словам, в Бельгии ему предложили весьма достойные по местным меркам условия, при этом он мог не преподавать, а заниматься исключительно наукой.
«Я отказался и уехал в Москву. Почему? Потому что я живу в России. Я не очень понимаю вообще, почему я должен оправдываться», — заявил герой выпуска, добавив, что объяснять свой выбор должны те, кто уехал из своей страны.
Он также отметил, у него развеялись мифы о Европе — и плохие, и хорошие.
Кроме того, Алексей Савватеев рассказал о том, какую систему образования он считает наиболее эффективной.
Профессор МФТИ убежден, что сила советского образования была в ее послевоенной системе.
«Пиком достижений нашей страны в образовании можно назвать 1950-е годы, когда американские эксперты приехали в СССР, чтобы изучить нашу школьную систему.
Вернувшись домой, они были потрясены и подготовили аналитический доклад, в котором описали превосходство советского образования», — рассказал Савватеев.
Он напомнил, что именно тогда президент США Джон Кеннеди заявил: «Советский Союз угрожает нам не ракетами, а своей системой образования».
Савватеев считает, что это был ключевой момент осознания силы советской школы.
«Однако в 1990-е годы первым ударом реформ стало разрушение именно этой системы. Ее объявили отсталой, архаичной и ненужной. И хотя процесс деградации начался еще в последние годы СССР, катастрофа произошла именно тогда», — пояснил он.
Обсуждая российскую систему ЕГЭ, Савватеев заявил, что она не является главной проблемой школы.
При этом низкие зарплаты учителей, их бюрократическую нагрузку и отсутствие дисциплинарной власти в школе он назвал серьезными проблемами.
«Именно эти три фактора — зарплата, бюрократия и дисциплина — образуют фундаментальную основу всех провалов школьных реформ. А ЕГЭ — это лишь четвертая проблема, второстепенная по сравнению с перечисленными», — считает математик.