Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Эксперт раскритиковал попытки Европы обрести независимость от российских энергоресурсов

С введением запрета на импорт нефтепродуктов из России, который вступит в силу 5 февраля, главная задача, которая беспокоит европейских политиков — обеспечение энергетической безопасности ЕС за счет снижения зависимости от России — не решается. Такое мнение информационному центру «ИнфоТЭК» озвучил доцент финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.

«Европейские политики бодро рапортуют об избавлении от «нефтегазовой зависимости» от России. Относительно теплая погода в январе позволила снизить потребление газа и избежать его острого дефицита. Пока что европейские страны не испытывают проблем и с закупкой нефти. Но вот чем обернется запрет на закупку нефтепродуктов из России?», — задается вопросом аналитик.

Эксперт констатирует, что поставки за рубеж нефтепродуктов традиционно занимают весомую долю в общем нефтяном экспорте России. Теперь же логистику российских нефтепродуктов придется в корне менять.

«Однако если поставки нефти мы можем переориентировать на рынки стран АТР, то с нефтепродуктами это в полной мере не получится — Китай и Индия и сами являются нетто-экспортерами бензина, авиакеросина и дизтоплива», — добавляет аналитик.

По его словам, проблемы могут возникнуть с экспортом наиболее высоко маржинальных российских продуктов — бензина и дизеля, что может привести к сокращению нефтепереработки в РФ.

«Конечно, лазейки для частичного сохранения поставок в Европу остаются, но все равно они не позволят «пристроить» все 100% прежнего российского экспорта нефтепродуктов в Европу», — уточняет Андрианов.

В свою очередь, подчеркивает он, Европа также в высокой степени зависит т поставок российских нефтепродуктов. Но если от того же российского мазута она может отказаться безболезненно, то на наш дизель она «подсела» основательно.

Претендентами на российскую нишу аналитик называет Индию, Китай и страны Ближнего Востока.

Без дизеля Европа не останется, считает он, но львиная доля поставок дизеля из Индии и Китая будет обеспечена благодаря переработке российской нефти.

«К тому же, на фоне непростых отношений между западным миром и тем же Китаем встает вопрос, не ставит ли себя Европа в еще большую зависимость от непредсказуемых политических факторов», — говорит Андрианов.

Россия, напоминает аналитик, долгое время терпела «выходки Запада» и при этом оставалась надежным поставщиком энергоресурсов. А вот будет ли столь сговорчив Пекин? Как поведет себя Индия, играющая все более и более активную роль в мировой политике?

«Да и на Ближнем Востоке, думается, еще не забыли, насколько эффективным политическим рычагом в 1970-е годы стало нефтяное эмбарго. Как говорится, могут повторить…», — не исключает аналитик.

По его мнению, вместо обретения подлинной энергетической безопасности Европа все основательней запутывается в хитро сплетенных политических сетях, окончательно ставит себя в зависимость от внешних центров принятия политических решений.

Поделиться:
Загрузка