Крупные розничные сети предложили для себя ограничения. X5 Group, «Магнит» и «Бристоль» готовы до конца 2022 года устанавливать наценки на самые дешевые базовые продукты на уровне не более чем 10%. Власти рассчитывают, что инициативу поддержат и другие ритейлеры.
Руководитель «Института развития предпринимательства и экономики» Наталья Назарова считает, что данное решение крупных ритейлеров об ограничении наценки на базовые продукты выглядит довольно ожидаемо.
«В конце прошлого года «Институт развития предпринимательства и экономики» провел исследование мер борьбы с ростом цен на продовольствие и поддержки покупательной способности населения. Его результаты подтвердили, что представители розничных сетей и производителей готовы поддерживать социально незащищенные группы населения, предоставляя скидки на товары первой необходимости или снижая на них наценки.
Тем не менее, принуждение к ограничению наценки ритейла со стороны государства, которое мы наблюдаем сейчас – это то же ценовое регулирование, которое по своей сути может быть опасно для рынка. По результатам нашего исследования среди представителей розничных сетей и производителей установился консенсус о рисках регулирования цен. Среди главных из них участники исследования выделили разрушение товаропроводящей цепочки и уход с рынка в первую очередь малого бизнеса — некоторых производителей и малых сетей, что может привести к долгосрочным негативным последствиям на рынке», — отметила Назарова.
Также она прокомментировала сообщение ФАС.
«Тем более странно выглядит сегодняшнее сообщение ФАС. Ведомство, чья основная задача — создание и обеспечение условий для добросовестной конкуренции — спешит засчитать в собственные результаты предложение ряда крупнейших торговых сетей, которое, если рассматривать его в долгосрочной перспективе, эту конкуренцию разрушает, так как малый бизнес, будь то небольшие ритейлеры или производители, не смогут выжить в этих условиях.
Кроме того, летом 2021 года замглавы ФАС Тимофей Нижегородцев говорил, что постоянное ценовое регулирование на потребительском рынке не достигает своих целей. Тогда ведомство предлагало двигаться не в сторону ценового регулирования, а в сторону защиты населения от возникающих время от времени ценовых шоков.
Все это означает, что, если регулирование и может сократить рост цен на социально значимые товары, вероятно, этот механизм будет эффективен в краткосрочной перспективе, в то время обеспечение стабильности на рынке продовольствия останется под вопросом.
Точечные меры поддержки для незащищенных слоев населения, в том числе адресная продовольственная помощь, могут стать более результативным инструментом поддержки населения, чем государственное или любое другое регулирование цен», — заключила она.