Слушать новости
Слушать новости

«Двойка» или «незачет»: музыка, ИЗО и физкультура оказались «особенными»

Родителям напомнили о возможности менять систему оценок в школах

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Родители предложили властям вывести ИЗО, музыку и физкультуры в разряд школьных факультативов — не все ученики имеют творческие способности. В Минпросвещения им напомнили: родители вправе установить по ним альтернативную систему оценивания в каждой конкретной школе. Такая возможность существует с 2020 года.

Родители учеников вместе с руководством школ могут отказаться от классической пятибалльной системы оценок по некоторым предметам. Об этом заявила замминистра просвещения Анастасия Зырянова на Общероссийском родительском собрании, передает «РИА Новости».

В ходе беседы Зыряновой задали вопрос, о выводе в разряд факультатива музыки, изобразительного искусства и физкультуры — сейчас успехи школьников по этим предметам оцениваются по традиционной пятибалльной шкале, но родители отмечают, что не все дети обладают одинаковыми талантами к этим дисциплинам.

«С 1 января 2021 года вступил в силу новый порядок заполнения аттестатов, и теперь по тем предметам, которые мы сейчас обсуждаем — изобразительное искусство, музыка и физическая культура — может устанавливаться оценка не по пятибалльной системе, а исходя из системы «зачет-незачет», — пояснила замминистра. По словам Зыряновой, подобные вопросы относятся к компетенции каждого отдельного учебного учреждения, поэтому родители сами вправе изменить систему оценки.

В то же время глава Минпросвещения Сергей Кравцов отметил, что ИЗО, музыка и физкультура позволяют детям развиваться всесторонне, поэтому делать их факультативными не целесообразно. Однако допустил, что учебную программу по этим предметами было бы неплохо оживить.

Возглавлявшая ранее Минпросвещение Ольга Васильева в январе 2020 года анонсировала изменения в системе оценок по ИЗО, физкультуре и музыке. В новых аттестатах по этим предметам могут проставляться «зачет» либо «незачет».

Васильева рассказывала, что многие российские школы используют альтернативные системы оценивания знаний: как «зачет-незачет», так и стобалльные. Однако при получении аттестатов выпускниками все они приводятся к «единому знаменателю» в виде пятибалльной шкалы.

Пятибалльную систему оценок в российских школах начали внедрять еще в первой половине XIX века, позже она перекочевала в советскую систему образования. Однако в 1920-1930-е годы во многих школах применялась двухбалльная или трехбалльная шкала («удовлетворительно», «вполне удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Унифицировали систему и ввели окончательную пятибалльную шкалу окончательно только в 1944 году.

Обсуждение отмены этой традиции велось на протяжении всех последних 77 лет. В 2018 году тогда еще замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев рассказывал, что ведомство обсуждает возможность отказа от пятибалльной системы. Однако чиновник отмечал, что учителя сейчас не владеют «современными методиками внутришкольного оценивания». Поэтому для перехода на другую шкалу — например, стобалльную — нужно провести огромную работу.

Руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов отмечал, что обычный учитель не может сейчас отличить 55 от 57 баллов, поэтому переход на эту систему пока невозможен. В то же время он отметил, что сегодня в российских школах применяется фактически четырехбалльная шкала, поскольку «единицу» никто и нигде почти не ставит. Эксперты отмечали, что переход к системе оценки ЕГЭ и ОГЭ тоже невозможен, потому что она отличается концептуально: является накопительной, когда за каждую ошибку вычитаются баллы из максимально возможного количества.

Возглавлявшая тогда Минпросвещения Ольга Васильева также сомневалась в необходимости отказа от пятибалльной системы. «Я думаю, что далее дискуссии речь не пойдет, потому что никаких серьезных предложений ни от кого не поступало», — говорила она.

Альтернативные системы оценки школьных знаний обсуждаются не только в экспертном сообществе, но и в родительском. В последние годы родители учеников неоднократно заявляли, что второгодники и двоечники остались в 2000-х годах, в современных школах их почти нет. Это связано, в первую очередь, с тем, что от успеваемости учеников часто зависят стимулирующие субсидии преподавателей. Поэтому они нередко «натягивают» оценку. Кроме того, успеваемость сказывается на престиже и рейтинге школ в регионах, поэтому большое количество двоек в журналах может привести к конфликтам учителей и администраций учебных заведений.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть