Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Никому не помогают»: как психологи допускают травлю в школах

Почему школьные психологи не справляются с травлей среди учеников

Омбудсмен по правам ребенка Анна Кузнецова заявила о дефиците психологов в российских школах. По ее словам, из-за отсутствия специалистов почти 100% школьников подвергаются травле. При этом просто увеличить штат сотрудников школ не представляется возможным: как объяснили «Газете.Ru» эксперты в сфере образования и представители Госдумы, для начала нужно полностью поменять процесс подготовки школьных психологов, а также поднять им зарплаты.

Почти 100% школьников подвергаются травле со стороны сверстников за время обучения, подсчитали специалисты центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды. При этом школьных психологов, способных помочь в разрешении этой проблемы, в учебных заведениях категорически не хватает, привела неутешительные данные уполномоченный по правам ребенка в России Анна Кузнецова.

«Темпы увеличения числа психологов в школах оставляют желать лучшего – увеличение за год всего лишь на 4,8%. Хотя запрос на них огромен. Именно психологи могут диагностировать конфликт на ранней стадии, что позволяет не доводить ситуацию до крайности», — цитирует омбудсмена РИА «Новости».

Вопрос качества работы психологов в школах — еще серьезнее, чем кажется на первый взгляд. По итогам проверок школьных служб медиации и конфликтных комиссий сотрудники аппарата отметили формализм работы этих специалистов из-за неправдоподобных показателей, которые фиксируют службы: один-три конфликта в год. При этом большинство школьных психологов предпочитают отчитываться руководству только в позитивном ключе, замалчивая серьезные проблемы.

«Ситуация с работой над конфликтами у школьников складывается драматически. И никакие современные комиссии по делам несовершеннолетних никому не помогают, все это устарело. У нас все только затушевывается и выливается в позитивные доклады в департамент образования. Мы растеряли даже то прекрасное, чтобы было в прошлом – раньше были хотя бы педагоги, которые работали с конфликтами. А сейчас мало того, что этого нет, так еще и не создано ничего нового», — высказала свое мнение «Газете.Ru» конфликтолог, педагог и российский общественный деятель Ирина Дережова.

Как оказалось, специалисты даже не имеют необходимого инструментария для работы с детьми: ни теоретического, ни практического. Когда происходит конфликт между двумя детьми, школьный психолог начинает вмешиваться и постоянно получает «удар по рукам», потому что подключаются родители детей, администрация, различные инстанции, с которыми психолог не может нормально взаимодействовать из-за отсутствия полномочий.

«Начинаются жалобы, и ситуация запутывается абсолютно – иногда даже доходит до того, что психолог вынужден уволиться», — делится опытом решения конфликтов Ирина Эдуардовна.

Такое давление, бесспорно, отбивает у специалистов желание работать в школах, уверена Дережова. Поэтому сейчас туда идут работать только те, кто хочет защитить кандидатскую диссертацию: по признанию самих психологов, они спокойно пишут работу, никуда не вмешиваются и докладывают в департамент образования, что в школах все прекрасно. И только родители знают, что это не так — они видят своих детей, страдающих от депрессии.

«Нужна совершенно другая подготовка школьных психологов – их нужно обучать актуальной конфликтологии. Более того, самих педагогов также нужно обучать современным методикам решения конфликтов и категорически запретить закапывать возникающие ситуация вглубь ради красивых рапортов», — советует Ирина Эдуардовна.

О необходимости заново выстраивать все направление школьной психологии задумывается и первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко. По его словам, ранее школьных психологов активно сокращали, однако теперь Министерство просвещения планирует выбрать совсем иной вектор работы.

«Наращивание штата специалистов в области психологии необходимо в любом случае – должна присутствовать индивидуализация в работе с детьми с опорой на психотип каждого отдельного школьника. Такой подход поможет не только искоренять травлю, но и ускорит адаптацию детей в коллективе. Психологов в одно время очень сильно сократили. Теперь новый состав Министерства просвещения более предметно будет заниматься этой работой. Тут нужно не восстанавливать и реформировать, а развивать это направление заново», — заявил он «Газете.Ru».

В первую очередь, экспертам, проводящим реформы в этой области, стоит задуматься о повышении зарплат школьных психологов, уверен директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий:

«Наш анализ показывает серьезный дефицит специалистов подобного профиля в регионах. Он во многом связан с уровнем оплаты труда, который ниже, чем у учителей. Ситуация пандемии должна ускорить принятие решений по укреплению системы коррекции трудностей в обучении и социальной адаптации. Она, конечно, не может основываться только на работе психологов – важно выстроить взаимодействие с семьями», — считает он.

На важность вмешательства родителей в процесс психологической помощи детям обратила внимание и внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы Анна Портнова. По ее словам, было полезно организовывать семинары, которые помогут родителям разобраться, в каких случаях ребенок ими манипулирует, а где правда возникают психические проблемы.

«Стоит понимать, как в том или ином случае действовать, потому что где-то родители могут справиться, где-то должен вмешаться психолог, а где-то уже и психиатр, если заболевания действительно подтвердятся», — уверена она.

По мнению омбудсмена Кузнецовой, в борьбе со школьной травлей помогло бы занять учеников чем-то вне школы. Однако, по данным Росстата, число детей, которые занимаются в учреждениях дополнительного образования, снизилось за два года на 6,6%. Еще на 7,7% сократилось число посетителей бесплатных кружков и секций.

Для того, чтобы исправить ситуацию, Минпросвещения сейчас активно развивает воспитательную роль школы при взаимодействии с музеями, галереями и выставками, сообщал «Газете.Ru» министр Сергей Кравцов. Однако в этом направлении еще предстоит много работы.

«Это гораздо сложнее, чем просто в один день увеличить число психологов. Но результат того стоит – счастливые дети. Нам иногда кажется, что дети ленивые и никуда не идут. Но они же дети, они просто не знают всего многообразия того, что существует для их в том числе развития. Если задать правильные ориентиры можно увидеть насколько подростки позитивны, горят общим делом, придумывают что-то, что им просто не до агрессии», — уверен министр.

Новости и материалы
Украина получила от Германии за месяц 18 тысяч артиллерийских боеприпасов
Террористов привезли на следственные действия к «Крокусу»
Роскомнадзор не видит необходимости в ограничении работы Telegram в России
В российском городе рухнула бетонная перегородка подъезда многоэтажки
ЦСКА расторг контракт с Федотовым
В Госдуме рассказали, как самозанятым увеличить будущую пенсию
Певица Валерия назвала самых добрых российских артистов
Зеленский признал, что Украина проиграет без помощи США
Власти Украины опасаются, что линия фронта станет новой границей
Звезда «Ворониных» поддержал идею перевоспитания молодежи через кино
Выяснилось, сколько «АвтоВАЗ» и УАЗ заработали на машинах для чиновников
Сергей Бурунов рассказал, почему не стал озвучивать главного героя в западном мультфильме
В Ираке уничтожили одного из главарей «Исламского государства»*
Очевидцы сообщили о крушении самолета в Крыму
42-летняя «ангел» Victoria's Secret показала фигуру в крошечном бикини
Глава МИД Танзании в беседе с Лавровым осудил теракт в «Крокус Сити Холле»
Intel раскрыла системные требования для ИИ-компьютеров
Киргизия приобрела самолет для президента
Все новости