Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Убили в один день»: вейпы и кальяны приравняют к сигаретам

Вейпы, кальяны и системы нагревания табака запретят в общественных местах

Госдума одобрила во втором чтении закон, запрещающий курить электронные курительные системы в общественных местах — теперь владельцам вейпов, кальянов и систем нагревания табака грозят штрафы, как и тем, кто предпочитает сигареты. Труднее всех справиться с нововведениями будет производителям вейпов, которые уже готовятся потерять половину выручки. Разорение также ожидает кальянные, которым и так пришлось нелегко после пандемии.

Вейпы, кальяны и снюсы теперь будут приравнены к табачным изделиям – на них будут распространяться те же ограничения, что на курение, продажу и рекламу сигарет. Соответствующий закон в ходе пленарного заседания во втором чтении приняла Госдума, передает РИА «Новости».

В частности, предлагается ввести запрет на их использование в общественных местах, на рынках, в ТЦ, офисах, кафе и ресторанах, а также в зданиях вокзалов и аэропортов. Законодательно будет прописан и запрет на курение в коммунальных квартирах. За нарушение придется заплатить тысячу рублей.

Как сообщил один из разработчиков закона, депутат Сергей Боярский, часть запретов на курение в общественных местах вступит в силу сразу после подписания закона. Это коснется таких мест, как детские площадки, территории вокруг больниц, в то время как ресторанам и кафе дадут отсрочку.

«В законе есть трехмесячная отсрочка для точек общепита, есть также отсрочка (до полугода) по таким общественным местам, как торговые центры, аэропорты», — объяснил парламентарий «Интерфаксу».

Сильнее всего обновленное законодательство ударит по вейпам – в документе сказано, что предельная доля содержания никотина в жидкостях, которые используются для курения, не должна превышать 20 мг на мл. Как сообщил представитель правления ассоциации «Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем» (ПАУРРЭНС) Максим Королев, в случае принятия реформы выручка всей индустрии снизится примерно вдвое.

«80-90% картриджных закрытых систем оказываются вне закона, потому что в них везде больше 20 мг. С концентрацией 20 мг или ниже, как требует закон, они не продаются. Пользователю это неинтересно, так как он остается не удовлетворен полученным никотином. В результате люди станут покупать устройства с прежней концентрацией на черном рынке или вернутся к табачным сигаретам», — заявил он «Коммерсанту».

Немного легче обстоят дела с нагревательными системами табака: линейку товаров они смогут производить в том же объеме, однако курить в заведениях у владельцев iQOS и прочих систем не получится. Возможности для продвижения такой технологии также сильно ограничат, но не в той мере, на которую рассчитывали разработчики, считает автор законопроекта Валерий Рязанский.

«Электронные устройства — это не просто игрушка, а стик, его нельзя курить обычным способом. Но вопрос этого объединения не удалось решить, поэтому стики будут спрятаны в шкафах и продаваться как обычные сигареты, а электронные устройства будут реализовываться в открытую. Однако продвижение в интернете и дистанционная продажа будут запрещены», — заявил он «Коммерсанту».

Еще один ключевой момент закона касается кальянов — теперь закон запрещает курить их независимо от того, есть никотин в используемой для них смеси, или нет. В качестве площадок, где все же можно будет подымить, останутся только некоторые веранды, пояснил автор законопроекта.

Как отмечают предприниматели, такой поворот в один день погубит большое количество заведений. По словам сооснователя холдинга Restart Vasilchuk Brothers Алексея Васильчука, многие кальяные «в принципе закроются из-за этого закона, потому что они и так после COVID-19 еле дышат».

«Это [кальян в меню] поднимает средний чек, чтобы поддерживать на плаву рестораны, я уже не говорю об отдельных кальянных, которые просто убили в один день», — отметил он в разговоре с «Коммерсантом».

Тех, кто не успеет ознакомиться с новым законодательством, ожидает соответствующая административная ответственность: наказываться будут те, кто привлекает к курению электронных курительных изделий детей, использует их в помещениях и открыто демонстрирует их в новых фильмах и спектаклях. Штрафы будут совпадать с теми, что сейчас предназначены для нарушителей-курильщиков.

Как пояснил член комитета Госдумы по охране здоровья Борис Менделевич, вновь принятый закон будет «работать на опережение», не позволяя продавцам вейпов, кальянов и снюсов найти лазейки в законодательстве.

«При этом очень важно учесть медицинскую составляющую и оставить в продаже никотиновые смеси для людей, которые бросают курить и, например, продавать их по рецепту. Да, споров и обсуждений вокруг законопроекта много, но депутатский корпус вместе с экспертами и профильными специалистами пришел к единому мнению по основным пунктам и сейчас важно этот документ принять максимально оперативно, а спорные вопросы в дальнейшем обсуждать и приходить к решению», — рассказал он РИА «Новости».

Изначально законопроект был внесен группой сенаторов в Госдуму еще в 2017 году. После этого парламентарии провели многочисленные дискуссии с учетом всех иных внесенных в Госдуму на эту тему законопроектов и наконец приняли решение поддержать и доработать инициативу сенаторов.

Ранее инициативу приравнять вейпы, кальяны и другие никотинсодержащие изделия к сигаретам поддерживали и в Минздраве. Так, по словам замминистра здравоохранения Олег Салагай, в антитабачном законодательстве нет таких пунктов, которые не подходили бы для ограничения курения эклетронных курительных изделий.

«Защита здоровья человека — вот это самое главное. Вот сегодня мы не видим тех ограничений в антитабачном законе, действующем антитабачном законе, которые не должны распространяться на электронные сигареты», — он на заседании комитета Госдумы по охране здоровья, где проект закона обсуждался перед вторым чтением.

Салагай также уточнил, что речь идет и о запрете продажи несовершеннолетним, и о курении в общественных местах, и о запрете рекламы. По его словам, число курильщиков в РФ не превышает 30%, а реклама воздействует на неопределенный круг лиц, в том числе на несовершеннолетних.