«Командир дергал ручку»: подробности крушения SSJ-100

Какие роковые ошибки допустил экипаж SSJ-100

,
Частично сгоревший в «Шереметьево» Sukhoi Superjet-100 заходил на аварийную посадку с превышением максимальной массы на 1,6 тонны. Об этом говорится в докладе Росавиации, опубликованном СМИ. Там отмечается, что при заходе на посадку пилот якобы не выпустил тормозные щитки, а затем активно «дергал» ручку управления лайнером, отклоняя нос вверх-вниз. В «Аэрофлоте» эту информацию опровергли. По данным компании, она не содержит выводов об ошибках экипажа или о нарушении им каких-либо инструкций.
Трансляция
С начала С конца
Не обновлять Обновлять
22:00

На этом «Газета.Ru» завершает свою онлайн-трансляцию и прощается со своими читателями.

21:56

Что нового мы узнали о катастрофе SSJ-100:

— Лайнер заходил на аварийную посадку в «Шереметьево» с превышением максимальной массы на 1,6 тонны, но без превышения скорости.

— Экипаж SSJ-100 не выпустил тормозные щитки при заходе на посадку, при этом закрылки самолета были выставлены экипажем в соответствии с инструкцией.

— Капитан самолета производил резкие движение с ручкой управления лайнером, из-за чего самолет колебался то вверх, то вниз.

— Сигнализация о пожаре на SSJ-100 сработала за 4 секунды до остановки самолета.

— Изначально местом возгорания стала вспомогательная силовая установка, а не двигатель, как сообщалось ранее.

— Первое приземление командир SSJ-100 совершил на три стойки шасси, при этом допустив перегрузку не менее 2.55 g (ускорение) с последующим отделением на высоту около 6 футов (2 метра). Второе приземление произошло уже через 2 секунды, перегрузка на тот момент составила не менее 5,85 g. После этого самолет опять отделился от ВПП на высоту 6 метров.

— Третье приземление самолета произошло с вертикальной перегрузкой не менее 5 g, за ним последовало разрушение конструкции самолета с проливом топлива и пожаром.

Тем не менее «Аэрофлот» приведенную выше информацию опроверг.

close
Самолет Sukhoi Superjet 100

Самолет Sukhoi Superjet 100

Артем Сизов/"Газета.Ru"
21:47

В начале минувшей недели эксперты завершили идентификацию 40 тел погибших пассажиров Sukhoi Superjet 100, сообщили в Следственном комитете.

«Работа по идентификации еще одного погибшего – гражданина США – будет завершена в ближайшее время», — говорится в сообщении ведомства.

21:41

По данным предварительного расследования, основной причиной гибели людей на борту аварийного SSJ-100 стал сильный пожар. При этом его особенностью была «высокая температура горения топлива и элементов фюзеляжа со сквозным прогоранием и распространением пламени в пассажирский салон». В результате трагедии погиб 41 человек, 37 удалось выжить.

21:35

«Аэрофлот» также обратил внимание, что документ Росавиации не содержит выводов об ошибках экипажа или о нарушении им каких-либо инструкций. «Оценки и выводы будут даны соответствующими полномочными органами, официально расследующими данное происшествие», — заявили в авиакомпании.

21:29

Представители авиакомпании отметили, что закрылки были в положении, соответствующем посадочной процедуре и в соответствии с отказом системы.

«Кроме того, по процедуре сначала включается реверс, а затем уже на устойчивом пробеге по взлетно-посадочной полосе выпускаются интерцепторы. Поэтому, ввиду отсутствия устойчивого пробега, выпуск интерцепторов был невозможен. Необходимо добавить, что требования к нормам летной годности для сертификации самолетов составлены таким образом, чтобы при любом развитии событий предотвратить ухудшение ситуации до катастрофической», — уточнили в «Аэрофлоте».

21:25

Тем временем, в «Аэрофлоте» отреагировали на информацию о нарушении инструкций экипажем рейса SU1492 при заходе на посадку в Шереметьево 5 мая. По словам представителей авиакомпании, документ Росавиации был истолкован неправильно.

21:12

Ранее ряд СМИ и телеграм-каналов также распространили информацию о том, что в гибели пассажиров Sukhoi Superjet 100 могли быть виновны их соседи по рейсу. Так, в сети было опубликовано видео, на котором люди достают свой багаж с полок вместо того, чтобы освободить проходы для остальных. Однако эти доводы не нашли подтверждения у правоохранителей.

20:56

Следователи также проверяют версию об изначальной неисправности самого судна, в пользу которой говорит его относительно небольшой налет. Отмечается, что самолет совершал преимущественно короткие перелеты — не более двух часов.

20:41

В то же время информацию о молнии, предположительно ставшей причиной аварийной посадки SSJ-100, в интервью изданию «База» подтвердила бортпроводница Татьяна Касаткина. Эту же версию «Коммерсанту» высказал и командир корабля Денис Евдокимов – по его словам, после вспышки была потеряна связь и принято решение уйти на прямое управление. По словам пилота, пожар на судне начался уже после посадки.

close
На месте крушения самолета Sukhoi Superjet 100, следовавшего рейсом "Аэрофлота" SU1492 из Москвы в Мурманск, в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года

На месте крушения самолета Sukhoi Superjet 100, следовавшего рейсом "Аэрофлота" SU1492 из Москвы в Мурманск, в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года

Pavel Golovkin/AP
20:26

Помимо уже подтвержденных Росавиацией ошибок со стороны пилотов, ранее также была озвучена версия, что при входе в грозу не было отключено специальное оборудование. На эту непростительную ошибку пилотов РИА «Новости» указал член совета высшего офицерского состава общероссийской организации «Офицеры России», заслуженный пилот Юрий Сытник.

20:12

После аварийной посадки SSJ-100 Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». За основу в ведомстве взяли три основных версии катастрофы: ошибка пилотов или диспетчеров, неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия.

19:57

Ранее стало известно, что МАК опубликует предварительный отчет об итогах расследования катастрофы SSJ-100 в «Шереметьево» в течение двух-трех месяцев. Полный отчет комитет намерен опубликовать в срок до года.

19:43

Участие в расследовании принимает и Французское Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA) как представитель страны, занимавшейся разработкой двигателя для этого самолета. Такую информацию РИА «Новости» дали в пресс-службе Европейского агентства по безопасности полетов.

19:29

К расследованию катастрофы SSJ-100 подключилось также Европейское агентство по безопасности полетов (EASA). Несколько дней назад оно связалось с комиссией «Аэрофлота», сообщили РИА «Новости» в пресс-службе агентства.

«EASA немедленно установила контакты с российскими органами, чтобы следить за прогрессом расследования с самого начала и для того, чтобы принимать участие в расследовании в той степени, насколько это позволено существующими правилами, так, чтобы своевременные меры по безопасности могли быть приняты настолько скоро, насколько это будет необходимо, когда причины аварии будут установлены», — говорилось в сообщении.

close
На месте крушения самолета Sukhoi Superjet 100, следовавшего рейсом "Аэрофлота" SU1492 из Москвы в Мурманск, в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года

На месте крушения самолета Sukhoi Superjet 100, следовавшего рейсом "Аэрофлота" SU1492 из Москвы в Мурманск, в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года

Следственный комитет России/РИА "Новости"
19:14

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) также, вероятно, порекомендует Росавиации проверить качество подготовки пилотов «Аэрофлота» после катастрофы в «Шереметьево». Об этом сообщил РИА «Новости» источник, знакомый с ходом расследования катастрофы SSJ-100. Кроме того, будут проверены характеристики режима ручного управления этой модели самолета, в том числе — в случае удара молнии.

18:58

Зампредседателя МАК Сергей Зайко в свою очередь заявил, что независимость МАК ранее была подтверждена в процессах расследования. Кроме того, сам комитет проходил аудит ИКАО.

«МАК занимается этой деятельностью уже более 25 лет. МАК проходил аудит ИКАО. В области расследования у нас стоит самая высшая оценка из всех остальных областей, которые проверялись на тот момент в РФ. Подтверждена полная независимость в процессах расследования», — сообщил Зайко.

18:45

Участие Межгосударственного авиационного комитета в сертификации SSJ-100 ставит под сомнение принцип независимости расследования катастрофы, считает источник РИА «Новости». Более того, это нарушает требования международной организации гражданской авиации (ИКАО).

«МАК в 2011 году занимался сертификацией самолета SSJ100, а в документах ИКАО, приложении 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» говорится, что «государство обеспечивает независимость организации, проводящей расследование авиационных происшествий и инцидентов, от других авиационных организаций государства», — отметил источник агентства.

close
Фюзеляж самолета Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот" на следующий день после катастрофы в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года

Фюзеляж самолета Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот" на следующий день после катастрофы в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года

Следственный комитет России/РИА "Новости"
18:32

Другой источник агентства ранее высказывал мнение, что конструктивные недостатки SSJ-100 пока рано списывать со счетов — они по-прежнему остаются одной одной из версий катастрофы. Чтобы проверить эту информацию, Росавиация запросила у Межгосударственного авиационного комитета «исчерпывающую документацию» по испытанию этих судов, сертификация которых ранее проводилась под контролем ведомства.

18:17

Ранее источник, близкий к расследованию, сообщал РИА «Новости» о том, что у следствия нет особых претензий к техническому состоянию Sukhoi Superjet 100, потерпевшему катастрофу в «Шереметьево». В связи с этим остаются вопросы к экипажу.

«Претензий к технике особых нет», — заявил он, подтвердив, что основной версией на данный момент является ошибка в действиях экипажа.

18:05

После ЧП в «Шереметьево» в Росавиации также порекомендовали авиакомпаниям, эксплуатирующим SSJ-100, провести занятия с экипажами по аварийным посадкам и действиям при пожаре.

«С летным составом провести дополнительные занятия (по типам ВС) по порядку действий членов летного и кабинного экипажей при возникновении на борту пожара», — отмечается в документе среди предложений, сформулированных комиссией МАК по расследованию катастрофы.

17:52

«Третье приземление самолета произошло на скорости 140 узлов (258 км/ч) с вертикальной перегрузкой не менее 5 g», — сообщается в документе. Как отметили в Росавиации, сразу за этим последовало разрушение конструкции самолета с проливом топлива и пожаром.

17:40

Второе приземление самолета произошло уже через 2 секунды — SSJ-100 влетел в полосу на приборной скорости 155 узлов (287 км/ч) с опережением на переднюю опору шасси. Вертикальная перегрузка на тот момент составила не менее 5,85 g. После этого самолет опять отделился от ВПП на высоту 6 метров.

Отметим, что по международным нормам предельно допустимое значение перегрузок для гражданских самолетов составляет 2,5 g.

close
Владимир Астапкович/РИА "Новости"
17:28

Первое приземление командир SSJ-100 совершил на три стойки шасси, при этом допустив большие перегрузки. «На удалении 900 метров от входного торца взлетно-посадочной полосы (ВПП) и скорости 158 узлов (293 км/ч) произошло первое касание самолета ВПП на «три точки» с вертикальной перегрузкой не менее 2.55 g ( ускорение) с последующим отделением на высоту около 6 футов (2 метра)», — отмечается в документе.

17:15

Сигнализация о пожаре на SSJ-100, возникшем от возгорания вспомогательной силовой установки, сработала за 4 секунды до остановки самолета. «В 15.30.34 зарегистрирована сигнализация о пожаре ВСУ. Остановка самолета произошла в 15.30.38», — сообщается в документе.

Ранее сообщалось, что пожар на борту SSJ-100 начался в двигателе после удара о взлетно-посадочную полосу «Шереметьево».

close
YouTube
17:07

Капитан самолета SSJ-100 также производил резкие движение с ручкой управления лайнером, из-за чего самолет колебался то вверх, то вниз, сообщается в докладе.

«Командир воздушного судна выполнил несколько знакопеременных отклонений ручкой управления с большой амплитудой (вплоть до максимальных значений), что привело к знакопеременным изменениям угла тангажа (от плюс шести градусов до минус двух)», — отметили представители ведомства.

16:57

Также было установлено, что экипаж SSJ-100 не выпустил тормозные щитки при заходе на посадку, при этом закрылки самолета были выставлены экипажем в соответствии с инструкцией. «В режиме «direct mode»/«минимальный режим fcs» автоматический выпуск тормозных щитков (интерцепторов) не предусмотрен, ручной выпуск экипаж не производил», — говорится в докладе Росавиации.

16:53

SSJ-100 заходил на аварийную посадку в «Шереметьево» с превышением максимальной массы на 1,6 тонны, но без превышения скорости. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на копию доклада Росавиации.

«К моменту входа в глиссаду масса самолета составляла около 42,6 тыс. кг, что на 1,6 тыс. кг превышало максимально допустимую посадочную массу. Снижение по глиссаде осуществлялось без существенных отклонений на скорости 155-160 узлов (287-296 км/ч). Согласно руководству по летной эксплуатации, скорость захода на посадку для имевшихся условий составляет 155 узлов», — говорится в документе.

close
Кадр из видео

Кадр из видео

НТВ
16:49

Добрый вечер, дорогие читатели! СМИ опубликовали документ Росавиации, в котором приводятся подробности аварийной посадки Superjet-100, произошедшей 5 мая в «Шереметьево». «Газета.Ru» будет следить за новостями в онлайн-режиме.