Бил за царя: изрезавшего картину Репина вандала упекли за решетку

Повредивший картину Репина вандал сядет на 2,5 года

Жителя Воронежа, порвавшего картину Ильи Репина в Третьяковской галерее, приговорили к 2,6 годам колонии общего режима. Представители галереи также намерены взыскать с него полную стоимость реставрации полотна. Повредить полотно мужчина решил, так как был уверен, что оно оскорбляет чувства верующих. Между тем психиатрическая экспертиза признала злоумышленника вменяемым.

Замоскворецкий суд Москвы приговорил к 2,6 годам колонии Игоря Подпорина, порвавшего в Третьяковке картину Ильи Репина »Иван Грозный и сын его Иван». Об этом сообщает РИА «Новости».

«Признать Подпорина виновным и назначить ему наказание в виде двух лет шести месяцев лишения свободы в колонии общего режима», — огласила решение судья. Она также сообщила, что время, проведенное Подпориным в СИЗО, зачтется ему по закону о «дне за полтора».

Суд выбрал для Подпорина оптимальный срок заключения: изначально гособвинение просило для него три года колонии общего режима, в то время как максимум по вменяемой ему статье УК РФ – шесть лет. Приговор пока не вступил в силу и может быть обжалован в течение десяти дней.

Тем временем отбыванием срока в колонии Подпорин скорее всего не ограничится – иск о возмещении денег за реставрацию картину ему намерены предъявить представители Третьяковской галереи. Сделать это они смогут только после того, как эксперты оценят полную стоимость необходимых мероприятий.

Напомним, что инцидент произошел вечером 25 мая 2018 года. Тогда житель Воронежа Игорь Подпорин прорвался в уже пустой зал экспозиции картин Репина и нанес несколько ударов по картине «Иван Грозный и сын его Иван» металлической стойкой ограждения. В результате картине были нанесены серьезные повреждения: холст порвался в нескольких местах, сильно повредилась авторская художественная рама. К радости сотрудников галереи, самая ценная часть полотна — изображения лиц и рук царя и царевича — осталась цела.

Правоохранители арестовали мужчину в тот же день. В ходе допроса он полностью признал свою вину. Свой поступок он объяснил тем, что картина оскорбляет чувства верующих и является исторически недостоверной. В марте 2019 года он вновь дал показания и рассказал, что раньше не ходил по музеям, картину Репина не видел и вредить ей не собирался.

«Я увидел эту картину и среагировал, как-то так она на меня подействовала. Неприятное впечатление, оно выразилось так, что я стойкой повредил ее. Собрался уже выходить, но вернулся и повредил картину стойкой», — рассказал Подпорин в суде. Он также отметил, что «если рисовать такие картины, то можно свести людей с ума». При этом, по словам Подпорина, историческая недостоверность других картин, в том числе написанных на мифологические сюжеты, его не смущала.

В настоящий момент полотно реставрируют. Для этого в Третьяковскую галерею поступило специальное оборудование — крупноформатный реставрационный стол-трансформер, на котором могут помещаться большеразмерные картины.

Напомним, что в конце января 2019 года из Третьяковки была украдена картина «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи. Как позже отмечали очевидцы, похититель забрал полотно со стены и спокойно покинул помещение.

На следующий день правоохранители задержали подозреваемого в краже — им оказался россиянин Денис Чуприков. Изначально Таганский суд арестовал его на два месяца, однако позже продлил срок заключения до 27 мая.

Согласно ходатайству следователя, за назначенный срок следствию предстоит получить заключения экспертов, а также провести психолого-психиатрическую экспертизу обвиняемого. Ее необходимость правоохранители объяснили тем, что проведенная амбулаторная не позволила установить степень вменяемости злоумешленника.

Всего с начала расследования было проведено 12 экспертиз, допрошены 30 свидетелей, а также произведены другие следственные и процессуальные действия. Расследование дела продолжается.

Как сообщили в пресс-службе Министерства культуры России, после кражи наказание понесла гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Ей объявили выговор за нарушение «инструкции по учету и хранению музейных ценностей». После случившегося из музея по собственному желанию уволилась смотрительница, работавшая в тот день в зале, где находилась картина. В администрации музея пояснили, что покинувшая должность женщина в момент кражи «впала в оцепенение» и не смогла повести себя так, как было необходимо по регламенту. Само полотно вернулось в Третьяковку 1 февраля. После этого оно стало сверхпопулярным: по данным СМИ, посетить его пришли сотни человек.