Малые города: как сделать их привлекательным для жизни?

Ответ на этот вопрос нашли участники инвестиционного форума в Сочи

Теме повышения привлекательности малых городов была посвящена панельная и несколько пленарных сессий Российского инвестиционного форума с участием первых лиц государства и крупного бизнеса.

«Мы все живем не в каком-то безвоздушном пространстве, а в нормальных населенных пунктах: в больших городах, в средних городах, в малых городах, в деревнях. Но везде должно быть устроено нормальное жизненное пространство, просто нормальная жизнь. Поэтому этот национальный проект, все, о чем коллеги говорили — это именно про это, про нормальную человеческую жизнь в тех населенных пунктах, где мы живем», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на сессии «Экономика городской среды».

Руководители городов разного масштаба и российских регионов пришли к выводу, что первым необходимым слагаемым комфортной среды является образованная, профессиональная команда муниципальных управленцев. В прошлом году главы некоторых моногородов уже прошли соответствующее обучение в «Сколково» и довольны результатом.

Как оказалось, градоначальникам, которые видят проблемы «изнутри», не хватает более широкого видения комплексного развития территорий.

«Благодаря этому обучению в городах будет сформирована новая команда или расширена уже существующая (как в городе Карабаш), и это будет способствовать реализации тех планов, которые обозначены правительством и президентом в майских указах. Эта программа уникальна тем, что это не стандартное обучение, к которому все привыкли с советских времен. Это не учебники или книжки, а, по сути, познание самого себя. Она позволяет по-новому взглянуть на возможности города, на его жителей, взаимоотношения с бизнесом и с субъектом федерации. Программа дала импульс новым идеям и проектам», — говорит глава Карабашского городского округа Олег Буданов.

Вторым слагаемым успеха является тиражирование удачных идей и моделей из одних городов в другие – и далее по всей стране. Как отметил глава Минстроя Владимир Якушев, «не нужно изобретать велосипед, если он уже изобретен». Подобная модель, по его словам, позволит сэкономить и деньги, и время, а ведь оба этих параметра всегда в дефиците.

Третьим важным параметром является государственно-частное партнерство, ведь федеральному бюджету просто не под силу профинансировать все национальные проекты без исключения.

«Конечно, рынок изменился за 10 лет, и сейчас приятно, что губернаторы уже не путают концессию с кондиционером. И это реально важно для работы, для диалога, для структурирования проектов.

ГЧП – очень сложная отрасль, которая требует вовлечения и бизнеса, и государства, и все это касается общественной инфраструктуры. Вы знаете, что есть социальные риски, и периодически люди выходят на улицы и задают вопрос: а почему вы привлекли частного инвестора в коммунальную инфраструктуру, а раньше за это отвечало только государство? Поэтому это вызов для наших руководителей регионов и в целом для федеральной власти. То, что сейчас появились национальные проекты», — поделился мнением председатель правления Национального центра ГЧП Павел Селезнев.

Кроме того, получая поддержку представители бизнеса уже сами начинают оказывать ее городам, улучшая городскую среду. Поэтому здесь стимулирование предпринимателей из малых, средних и крупных компаний очень важно, говорят сами чиновники.

«Составление дорожной карты, как бизнес войдет в проект, описание полного взаимодействия и поддержки. И на моменте, когда еще не начали работать будущие крупные предприятия – где-то это могут быть магистральные железные дороги, где-то это более высокотехнологичные проекты – чтобы они также принимали участие в решении и социальных, и экологических вопросов. То есть бизнесу открывают путь, открывают дорогу, и бизнес уже говорит о том, что от него будет полная помощь в развитии муниципалитета», — подчеркивает глава Коркинского муниципального района Наталья Лощинина.

Стратегии понятного и эффективного взаимодействия с территориями присутствия разделяют и в Русской медной компании, которая работает и в Карабаше, и в Коркино. В компании считают, что только совместная и четко структурированная программа социальных инвестиций, разработанная с учетом пожеланий людей и руководства муниципалитета, может способствовать развитию территорий и человеческого капитала. Создание общественных пространств, строительство качественной спортивной и досуговой инфраструктуры, способствует формировании комфортной для проживания среды и развитию человеческого потенциала.

«Мы приходим на территории не «всерьез и надолго», а «всерьез и навсегда». Города и районы, где расположены предприятия РМК, — это наш дом, и главная ценность для нас — возможность менять мир к лучшему и улучшать качество жизни», – подчеркнула вице-президент РМК по кадровой и социальной политике Анна Шабарова.