«Деньги-то есть»: что мешает изменить к лучшему ситуацию с теплоснабжением в городах Сибири

Почему метод «альтернативной котельной» защищает от скачка цен

mosreg
Ни власти, ни инвесторы не заинтересованы в скачке цен для потребителей тепла. К такому выводу пришли участники круглого стола «Новая модель рынка тепла: вызовы и решения для городов Сибири», который состоялся в четверг в Красноярске. Положение в отрасли рассматривалось на примере пилотного проекта «альтернативной котельной», который запустила в Рубцовске Сибирская генерирующая компания. Представитель ФАС, отметил, что именно тарифообразование по методу «альтернативной котельной» означает качественное и надежное теплоснабжение для потребителя, а для инвестора — стабильность, в которой он так нуждается.

В Красноярске в четверг прошел круглый стол «Новая модель рынка тепла: вызовы и решения для городов Сибири». Его участники обсуждали ситуацию с теплоснабжением в регионе; вызовы, с которыми сталкиваются Красноярск и другие города региона; способы комплексного решения проблем, связанных с теплоснабжением; инвестиции в будущее отрасли, и почему крупные компании могут захотеть участвовать в новых проектах в регионе; позиция муниципалитетов в условиях необходимости модернизации и изменения тарифных условий.

Представитель Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова призвала взять за основу пример города Рубцовск в Алтайском крае и действующий в нем метод «альтернативной котельной», который мог бы стать распространенным по всей Сибири.

По ее словам, СГК собиралась потратить на реализацию пилотного проекта в Рубцовске порядка 1,5 млрд руб., но в итоге пришлось потратить 2,2 млрд руб. — до такой степени запущена была ситуация с теплоснабжением и инфраструктурой.

Косогова признала, что запускать пилотный проект «было страшно» и СГК, и властям Рубцовска, но рисковать просто необходимо, чтобы коренным образом изменить положение вещей.

«В результате, если раньше иногда по полгорода сидело без тепла, то теперь из-за аварий в квартальных теплосетях, которые также очень ветхие, без теплоснабжения в критической ситуации могут остаться только несколько домов», — отметила она.

Представитель СГК призвала муниципалитеты и власти субъектов РФ, которые входят в территориальную сферу деятельности компании, брать на себя риски. Тем более, что инвесторы Сибирской генерирующей компании, готовы вкладывать немалые средства. «Деньги-то на самом деле есть», — подчеркнула Косогова, отметив, что СКГ готова вложить до 60 млрд руб. При этом компания готова ждать окупаемость проектов до 10-15 лет.

По словам Косоговой, еще одна проблема, которая весьма актуальна для СГК, это меняющаяся конъюнктура, в которой приходится вкладывать средства на долгосрочную перспективу.

Участвовавший в круглом столе заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев признал, что в его ведомстве понимают и разделяют подобную озабоченность потенциальных инвесторов.

По его словам, государство готово к заключению так называемого «регуляторного контракта», в соответствии с которым и власти того или иного региона, и руководство муниципалитетов берут на себя обязательство в отношении ключевого инвестора не менять правила регулирования в течение 10 лет как минимум.

«Для инвестора это означает, что он получает стабильный тарифный поток, и конечно, когда компания знает, как она под это кредитуется, у нее, безусловно, появляется стимул вкладывать деньги», — заявил Королев.

Он также заверил, что переход на тарифообразование по опробованному в Рубцовске и поселке Линево в Новосибирской области методу «альтернативной котельной» не приведет к скачку цен для населения.

«Нестабильность тарифного регулирования зависит в значительной степени от экономической ситуации в стране», — объяснил Королев.

При этом в ФАС полагают, что альтернативная котельная, напротив, скорее, стабилизирует ситуацию, и позволяет инвестору не сомневаться в ближайшей перспективе. Тарифообразование по методу «альтернативной котельной» означает качественное и надежное теплоснабжение для потребителя, а для инвестора — стабильность, заявил Королев.

«Все условия перехода на альтернативную котельную и дальнейшее регулирование тарифа по этой модели строго прописаны в законодательстве. Таким образом, потребитель защищён от резкого скачка тарифов на законодательном уровне», — заверил замруководителя ФАС.

С такой логикой согласилась и представитель СГК.

«Нам, как бизнесу, не интересно торговать по высокой цене. В наших интересах, чтобы к нам подключались больше потребителей по разумным ценам», — отметила Екатерина Косогова, подчеркнув, что бизнес для реализации инвестиций также заинтересован в стабильности, которую принесет «альтернативная котельная».

Помимо общих проблем теплоснабжения Сибири, зашел разговор и конкретно о проблемах Красноярского края.
Такой проблемной ситуации, которая имеет место в других регионах, тут, конечно же, нет, заметила представитель СГК.

Однако, довольно остро стоит проблема экологии.

«Мы направили в заксобрание Красноярского края предложения по проектам теплоснабжения на 18,7 млрд руб. со сроком окупаемости до 10 лет. Но мы не можем их реализовать без стабильности, а она пока есть только в условиях альтернативной котельной», — заявила Косогова.

«Надо понимать, что каждый год откладывания реализации проектов лишь делает его стоимость более дорогой в силу усугубляющегося износа инфраструктуры. Соответственно и срок окупаемости отодвигается. И, конечно, если он составит, например, 25 лет, честно говоря, нам это будет совсем неинтересно», — заметила она.

Власти Красноярского края, в свою очередь, признали, что оптимистично смотрят на перспективы реализации планов СГК в регионе.

«Метод альткотельной, или метод долгосрочного тарифного регулирования, гарантирует возможность возврата инвестиций, — подчеркнула министр тарифной политики Красноярского края Марина Пономаренко. — Мы получили пакет предложений СГК на 18,7 млрд рублей, и сейчас рассматриваем их. Как регулирующий орган мы стоим на стороне потребителя и не допустим взрывного роста тарифа. Но, опять же, по нашему мнению, переход на новую модель рынка тепла будет очень выгоден для потребителя».

Как бы там ни было, но переход к новой модели рынка тепла происходит добровольно, заметил в свою очередь заместитель директора департамента электроэнергетики Минэнерго РФ Алексей Храпков.

«Главное — определиться, насколько те или иные муниципальные единицы, готовы использовать эту модель для изменения качественного уклада ситуации с теплоснабжением. И если готовы, нужно будет найти ответственного, который должен будет готов к этому вызову, найти инвестора, желающего заключить долгосрочное соглашение», — пояснил Храпков.

«Органы местного самоуправление должны подготовить обращение к губернатору, при его одобрении готовится пакет документов, который направляется в Министерство энергетики. Минэнерго в свою очередь анализирует эту заявку с привлечением Федеральной антимонопольной службы и Министерства строительства и ЖКХ и готовит решение правительства о том, что теплоснабжение соответствующего населенного пункта будет функционировать по новой модели», — заявил представитель Минэнерго.