В Москву пришел рассвет

Самые интересные площадки фестиваля «Рождественский свет»

__is_photorep_included8006801: 1
Куда ведет световой туннель, есть ли облака на 3D-небе, где висят парижские люстры и как связана Никольская улица с японским Кобе? «Газета.Ru» составила путеводитель по необычным арт-объектам фестиваля «Рождественский свет».

Московские улицы по традиции украсили гирляндами еще в ноябре, а специальная иллюминация на праздничных площадках появилась в середине декабря. Но впервые в этом году световое оформление столицы решено было объединить, превратить в элемент навигации по городу и привлечь к этому иностранных мэтров. В частности, итальянского художника Валерио Фести, не раз украшавшего фасад самого модного места в Париже — галереи «Лафайет», Йоана Уга, известного оформлением парков развлечений «Диснейленд» под Парижем, а также Леа-Валери Летурно — арт-директора световой компании в Канаде.

«Наши новогодние праздники очень длинные. Всем известно, как резко пустеет Москва перед Новым годом — все разъезжаются», — рассказала «Газете.Ru» арт-директор «Рождественского света» Мария Черняк. Задачей организаторов было

превратить свет в аналог маячка, к которому «подлетают» мотыльки-пешеходы,

попадая потом уже на фестиваль «Путешествие в Рождество». Кроме того, свет должен был идеологически объединять ярмарочные пространства пешеходными маршрутами и подчеркивать элегантность городской среды.

Одна из идей организаторов — познакомить москвичей с традицией оформления городов перед Рождеством в других странах. Поскольку подобный фестиваль уже проходил в Берлине, Лионе, Мельбурне и Турине, в том, что показать, недостатка нет.

Большое значение при подготовке световых объектов уделялось месту, где они будут установлены. Чем больше пространство — тем масштабней экспозиция. Самые большие конструкции установлены на Тверской площади и Цветном бульваре, самые маленькие — внутри ярмарочных площадок, как приглашение посетить ярмарку или поучаствовать в мастер-классе.

«Уже потом, в процессе, когда стали дорабатываться тематики каждой ярмарки, мы поняли, что не надо привязываться только к специализации шале. Поэтому и были выбраны стилистические подходы к каждой конкретной территории. Так, Валерио Фести, изучая город, обратил внимание, что

в Москве присутствует много золота, например на куполах, поэтому золотой цвет доминирует у нас в световом решении пешеходных маршрутов»,

— отметила Черняк.

Первая инсталляция фестиваля, которую стоит посмотреть, расположилась на Театральной площади возле Большого театра. Огромная святящаяся корона внешне напоминает храм. В этом есть особая задумка автора Валерио Фести. Ведь

Большой театр — это и есть храм. Храм искусства, в котором ежедневно звучит опера и где танцуют балет, известный во всем мире.

«Рождественские праздники — священное время. Время, когда красота говорит с людьми, становится инструментом, позволяющим переоценить общественные ценности, смыслы. Световые инсталляции должны стать участниками этого диалога. Свет всегда был и остается символом дня, солнца и жизни. И неудивительно, как много внимания христианство уделяет свету в дни Рождества: взять хотя бы звезду, свет которой привел волхвов к хлеву, где родился младенец Иисус. Этот свет символизирует знание», — говорит Валерио Фести «Газете.Ru».

Экспозиция на Театральной площади была разработана специально для Москвы, учитывая архитектурные и структурные особенности нашей столицы, и не имеет аналогов в других городах.

Экспонат, привезенный в Москву из Канады, расположился на Цветном бульваре. Восемь светящихся шаров диаметром от 2 до 10 м благодаря проектированию изображений создают эффект театра теней.

Другие иностранные гости приехали к москвичам из Парижа.

Столешников переулок украсили 17 двухметровых люстр, которые раньше висели в столице Франции у галереи «Лафайет».

«Классические и в то же время современные люстры привносят в этот знаменитый переулок с модными магазинами дух парижского уюта», — объясняет свою задумку «Газете.Ru» Йоан Уг.

Второй парижский гость расположился над Камергерским переулком. Светящиеся круги диаметром 4 м внешне напоминают люстры стиля модерн, а за счет светового отражения кругов под ногами горожане, гуляющие по этому переулку, могут почувствовать себя будто бы на модной техновечеринке. Впрочем, автор оформления Йоан Уг говорит, что в Камергерском предполагался подводный мир.

«Будто бы ты находишься внутри волшебного озера и смотришь снизу вверх на расходящиеся по воде круги, созданные с помощью света», — добавил он.

Следующий пункт маршрута — Тверская улица, причем весь ее район, включая одноименный бульвар и площадь. Тверскую улицу в прямом смысле осветило звездное небо, созданное из 32 км световых гирлянд, бульвар украсили два световых туннеля длиной 25 и 100 м. А на Тверской площади установили символ наступающего года — число 2016.

«Важной задачей была разработка стилистического хода, который бы объединил все площадки фестиваля вне зависимости от местоположения. Поэтому инсталляцию в виде наступившего года было решено сделать фирменным стилем фестиваля», — отмечает Мария Черняк. Всего таких композиций на улицах города установлено девять, по одной на каждый округ Москвы.

Манежную площадь в этом году украшает не только традиционный символ Нового года — елочный шар диаметром 17 м и весом 26 т, но и световой лабиринт в виде карты России. Зашел всего лишь в одну точку в центре Москвы — побывал во всех городах страны. Инсталляция состоит из 90 световых стендов со старинными открытками и фотографиями. Зрители могут узнать, как отмечали зимний праздник сто лет назад, а еще посмотреть видеопоздравления известных исторических деятелей.

Почувствовать нотку Франции и побывать в сказке наяву можно, заглянув в «Зачарованный лес». «Я хотел создать на улицах Москвы совершенно разные пейзажи.

На Кузнецком мосту мы создали лес из световых деревьев, добавили деревья на улицу, где их раньше не было

— а значит, создали совершенно новый ее визуальный образ», — объясняет свою задумку Йоан Уг.

Арочная галерея расположилась на Никольской улице, образуя световой коридор от Лубянки до самой Красной площади. «Свет должен увеличивать ощущение праздника, делать праздник концентрированным, величественным, необходимым, незабываемым. Я думаю, что наша инсталляция «Галерея света» или «Дорога света» на Никольской улице наиболее полно отвечает этим требованиям, потому что не только символизирует путь из старого года в новый, но и позволит нам войти в новый год более осознанными, с желанием делать мир лучше», — отмечает Валерио Фести.

По словам Марии Черняк,

подобные арки были установлены на фестивале в Кобе (Япония).

Интересно, что узоры арочной инсталляции оформлены по русским мотивам. Это была еще одна из идей дизайнеров: создать праздничную атмосферу в городе, не забывая про традиции.

«Проекты по световому архитектурному дизайну, которые проводятся в Москве, очень значительны. Вклад иностранных компаний в эти проекты должен быть уникальным, талантливым, сильным, но, разумеется, должен показывать уважение к природе и амбициям города: его истории, его визуальной силе, его архитектурным стилям», — добавил Фести.

Самая магическая инсталляция — волшебное 3D-небо, реагирующее на звуковую палитру вокруг, — находится на Большой Дмитровке. Дополняют небо человеческие силуэты по обеим сторонам улицы. Внешне инсталляция очень напоминает вечеринку, где светотени сменяют друг друга под ритмы музыки. Только вместо музыкальных нот — снежные хлопья, символично пролетающие сквозь волшебное небо.

Фестиваль продлится до 17 января. После закрытия часть инсталляций уедет на родину, а элементы, оставшиеся в Москве, украсят город в следующем году. Все проекты были созданы за спонсорские средства, город оплатил только подключение их к электричеству и, собственно, саму потребленную электроэнергию. Причем, по словам вице-мэра Натальи Сергуниной, затраты города оказались меньше, чем в прошлом году, хотя масштаб подсветки превышает то, что было прошлой зимой.