Турция и Россия играют в морской бой

Турция задержала десятки российских судов за формальные нарушения

,
Shutterstock
Торговая война между Турцией и Россией привела к задержанию десятков судов. По данным СМИ, с начала обострения взаимоотношений между двумя странами Турция задерживала 27 российских танкеров и сухогрузов, а Россия – восемь. На сегодняшний день, по данным «Газеты.Ru», турецкие порты не могут покинуть два российских судна: «Петр Стрелков» и «Йорк».

Как выяснила «Газета.Ru», обмен «любезностями» через задержание судов Россия и Турция начали сразу после инцидента с крушением Су-24. Согласно данным с официального сайта Черноморского меморандума о взаимопонимании по контролю судов bsmou.org, первым было задержано российское судно «Старочеркасск», следовавшее под камбоджийским флагом. Турки задержали его 27 ноября на три дня за технические нарушения — в частности, за огрехи пожарной безопасности и утечку масла.

В следующие несколько дней — 27, 28, 29 ноября и 1 декабря — в Новороссийске были задержаны четыре турецких судна: «Мейра», «Адалади», «Халил Сахин» и «Мерт Девал».

Причины — отсутствие спасательных шлюпок, неполадки системы пожаротушения, дефекты навигационной системы и бортового самописца.

Вслед за этим Турция на протяжении декабря задерживает российские суда буквально каждый день. «Омский-105» 1 декабря, «Астра» и «Русич-1» 2 декабря, «Нева» и «Кристалл» 3 декабря, «Нева-лидер 5» 5 декабря, «Капитан Воронков» 6 декабря, «Волжский-44» и «Корал» 7 декабря, «Калитва» 9 декабря. 11 декабря были задержаны сразу три судна — «Волго-Дон 203», «Петр Стрелков» и «Данади 1». Причины все те же — различные нарушения, связанные с работой оборудования и системами безопасности. В большинстве случаев корабли находились под арестом два-три дня, после чего были выпущены на свободу.

Согласно данным bsmou.org, на данный момент задержанными остаются «Петр Стрелков» и задержанный 10 декабря «Йорк».

Буквально сегодня, 16 декабря, был отпущен из-под ареста «Волго-Дон 203».

О том, что Турция начала задерживать российские суда в своих портах, сообщила газета Habertürk. По данным издания, еще 8 декабря турецкие портовые власти задержали шесть российских кораблей. Сделано это было в ответ на действия России, которая якобы задержала восемь кораблей под турецким флагом. По данным издания, на сегодняшний день турецкие порты не могут покинуть 27 российских судов, в связи с чем якобы власти двух стран намерены начать переговоры.

Однако посольство Рoссии в Анкаре, а также генконсульства страны в Стамбуле и Трабзоне не подтвердили информацию о задержании российских судов в турецких портах.
«После трагедии с Су-24 и введения РФ особых экономических мер по отношению к Турции обращений со стороны судовладельцев или экипажей российских судов относительно неправомерного задержания в турецких портах в посольство не поступало», — сообщил РИА «Новости» пресс-атташе посольства РФ в Анкаре Игорь Митяков.

По словам представителя генконсульства РФ в Трабзоне, суда задерживают, как правило, за какие-то неисправности. Жалоб от моряков и судовладельцев на нарушения законов турецкими портовыми властями не поступало.

Как объяснил «Газете.Ru» морской эксперт Михаил Войтенко,

речь идет не о насильственном задержании, аресте или захвате, а о задержаниях из-за технических придирок.

«Проверки судов осуществляет организация, называющаяся портконтролем, ее инспекторы регулярно проверяют суда в портах на предмет их готовности, в самом общем, к выходу в море, на предмет их безопасности», — рассказывает Михаил Войтенко.

По словам эксперта, суда проверяются, и, когда на них находятся некоторые мелкие недостатки, они задерживаются до тех пор, пока недостатки не устраняются.

«Как правило, задержания длятся от нескольких часов до пары суток — я имею в виду нынешние задержания российских судов в Турции, — пояснил эксперт. — Экипажи никак и ни в чем не ограничиваются и никак не страдают. Им ничто не угрожает. Их никто не задерживает».

А вот судовладельцы терпят убытки до $7–8 тыс. в сутки.

При этом внесение выявленных нарушений в базу данных Черноморского меморандума о взаимопонимании грозит запретом на право работать в водах ЕС.

«При определенном количестве задержаний в определенный промежуток времени судно может лишиться права работать в водах ЕС, после чего обычному судовладельцу, работающему в регионе, останется только продать его куда получится, хоть на слом», — говорит Войтенко.

Он считает, что российская сторона первой начала задерживать суда.

«После первых задержаний Турция предупреждала Россию, что этот вопрос можно легко урегулировать, если российская сторона прекратит придирки со своей стороны к турецким судам. Теперь все обсуждают ее ответ, а бизнес считает убытки. На мой взгляд, турецкие и российские власти должны договориться и прекратить все это».