Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Полиция берет женщин на прицел

Предложение депутатов расширить права сотрудников МВД вызвало споры

Поправки к закону «О полиции», разрешающие стрелять в женщин, использовать оружие в общественных местах и вскрывать машины, уже вызвали серьезные обсуждения. Часть депутатов и экспертов считают, что необходимость изменений, конечно, назрела, но подобные поправки чрезмерны. Сами полицейские говорят, что для стрельбы привлекают спецназ, который учат применять оружие в толпе.

Авторы уверены в поправках

Расширение полномочий и обязанностей полицейских прежде всего относится к применению оружия в общественных местах. Кроме того, в определенных случаях сотрудник МВД сможет стрелять по женщинам, которые «не имеют видимых признаков беременности». Участие в разработке поправок к закону «О полиции» принимали депутаты из всех фракций нижней палаты парламента, а одним из инициаторов изменений выступила глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая из «Единой России». Новшества разрабатывались при участии государственно-правового управления (ГПУ) президента и правительства.

Разработчики законопроекта уверены: нововведения серьезным образом помогут правоохранителям ловить бандитов и пресекать нарушения закона.

«Преступления совершаются не только мужчинами, но и женщинами, в том числе и особо опасные. В прошлом году более 158 тыс. женщин совершили преступления. Из них 5849 особо тяжких, более 22 тыс. тяжких.

В том числе 1453 убийства, 5486 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. К сожалению, мы имеем факты участия женщин в грабежах, разбоях, преступлениях террористической направленности (6 случаев, в том числе пособничество и захват заложников). Жертвами всех этих преступлений становятся ни в чем не повинные люди независимо от пола и возраста. Поэтому в данном случае речь идет исключительно о мерах обеспечения безопасности общества, жизни и здоровья людей» — так прокомментировала Яровая новую законодательную инициативу.

В своевременности и правильности поправок уверен и замглавы комитета Александр Хинштейн. «Касательно права на применение огнестрельного оружия нужно учесть, что законом приводится исчерпывающий перечень, когда сотрудник вправе применить оружие, при котором могут пострадать третьи лица (иными словами, применение оружия в условиях общественного места). Это можно сделать только с целью предотвращения террористического акта, освобождения заложников и отражения нападения на охраняемые объекты.

Надо отметить, что после применения оружия в обязательном порядке проводится прокурорская, а также служебная проверка в органах внутренних дел. Я не допускаю, что наделение подобной нормы приведет к массовым злоупотреблениям»,

— заявил депутат. Он также подчеркнул, что поправки расширят права не только работников полиции, но и подозреваемых.

«Расширяется круг тех, кому задержанный гражданин вправе позвонить. Сегодня в законе «О полиции» говорится лишь о близких лицах или близких родственниках, но по факту теперь норма распространяется на эту категорию людей без учета близости. То есть можно позвонить любому родственнику, так как не у всех задержанных есть близкие родственники. Теперь полицейский при применении к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, также должен разъяснить причину и основания применения таких мер», — отметил Хинштейн.

Он также подчеркнул, что нововведения накладывают на стражей порядка ряд новых обязательств. Например, на полицейских будет возложена обязанность по поиску лиц, утративших связь со своими родственниками. Также сотрудник органов внутренних день теперь будет должен информировать собственника о проникновении на принадлежащий ему земельный участок. Кроме того, если полиция доставит гражданина, находящегося в бессознательном состоянии, в медицинское учреждение, то ее работники обязаны будут информировать его родственников или близких лиц об этом.

Еще одна спорная норма, которую предлагается принять, – это возможность предоставить полицейским право вскрывать транспортные средства. Также работники МВД смогут досматривать автомобили и самих граждан не «при наличии данных» о том, что у них есть запрещенные предметы или вещества, но и если просто «имеются основания полагать» это. При этом полицейский будет обязан уведомить владельца машины о проникновении в нее перед тем, как ее вскроют, а также объяснить причины, по которым это делается. Если же машина будет вскрыта в отсутствие владельца, то стражи порядка обязаны его уведомить в течение 24 часов об этом факте.

Несколько аргументов против

Впрочем, не все члены парламента безоговорочно согласны на принятие поправок в их нынешнем виде. Это касается нововведений, позволяющих открывать огонь в общественных местах, а также по представительницам слабого пола. «Сегодня возрастают риски террористической угрозы. И с точки зрения формальной логики я с коллегами согласен.

Однако меня беспокоят как квалификация наших полицейских, так и высокая степень коррумпированности наших правоохранительных органов, которая может повлечь за собой проблему злоупотреблений полицейскими их полномочиями»,

— уверен первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной думе, депутат Франц Клинцевич. «Я не призываю голосовать ни за, ни против, я призываю экспертное сообщество серьезно проанализировать предложения и подумать над ними. Сегодня правоохранительная система и так обеспечена серьезным уровнем законодательной поддержки для реализации своих полномочий», — добавил он. Клинцевич отметил, что «далеко не факт, что подобные поправки будут в полном объеме приняты Госдумой».

Неоднозначную реакцию предложения комитета Горсдумы по безопасности и противодействию коррупции вызвали и у экспертов. Так, специалист «открытого правительства» и президентского Совета по правам человека, создатель проекта Gulagu.net. Владимир Осечкин считает, что в стране закручивают гайки. «В мае этого года правительство внесло в Госдуму закон, позволяющий сотрудникам ФСИН применять силу к заключенным за нарушение режима содержания, теперь группа провластных депутатов предлагает наделить российских полицейских суперполномочиями — разрешить им стрелять в женщин, входить в дома без решения суда, — говорит он. — На мой взгляд, все это звенья одной цепи. В стране взят курс на закручивание гаек. При этом формально внесение поправок ничем не обосновано». Эксперт уверен, что наделение новыми полномочиями нынешних рядовых сотрудников ФСИН и МВД со вполне очевидным уровнем воспитания и культуры приведет к трагическим последствиям.

По мнению известного адвоката Владимира Жеребенкова, принятие подобных поправок только приведет к росту полицейского произвола и окончательно подорвет доверие к правоохранительным органам. «Если честно, я не понимаю политику Яровой, она же бывший прокурор и знает, сколько в стране выявляется случаев неправомерного применения оружия. Более того, как женщина она должна знать, что явные признаки беременности проявляются только на третьем-четвертом месяце», — возмущается Жеребенков. Он добавил, что ни в одной цивилизованной стране полицейским не разрешается применять оружие против женщин.

«А врываться в дома или вскрывать машины на основании только каких-то предположений — тоже явный произвол. На мой взгляд, этот закон не должен приниматься ни в коем случае, если только, конечно, мы не строим полицейское государство»,

— подытожил адвокат.

Председатель комиссии по безопасности Общественной палаты Антон Цветков считает, что действующий закон о полиции действительно нужно корректировать. «На самом деле жизнь показала, что закон о полиции несовершенен и нуждается в корректировке, и сейчас депутаты вносят поправки, которые просто необходимы», — говорит Цветков. «Никакого произвола в случае принятия этих поправок не возникнет. Полицию контролируют как надзорные органы и ФСБ, так и общественность. И полицейский должен быть наделен определенными полномочиями, чтобы осуществлять охрану правопорядка. Например, как быть сотруднику ГИБДД, если он остановил автомобиль, а пьяный водитель в нем заперся и полицейский понимает, что нарушитель сейчас стартанет? Так вот, если сейчас сотрудник вскроет автомобиль, то за это он может подвергнуться уголовному преследованию. Так что сейчас эти нововведения и поправки просто устраняют ошибки и недочеты в законе о полиции», — уверен представитель Общественной палаты.

Полицейские стрелять не хотят

«В теории все эти нововведения, может, и помогут, хотя на самом деле каждая ситуация применения оружия будет все равно рассматриваться индивидуально. И, разумеется, ответственность за неосторожный выстрел будет лежать, конечно же, на самом полицейском», — рассуждает оперативник Московского уголовного розыска Артем. «Из этого вытекает, что любой сотрудник полиции десять раз подумает, стрелять ему или нет в метро или в толпе людей.

Поверьте моему опыту: сделать в такой ситуации меткий выстрел в подозреваемого действительно непросто. И сейчас мы стараемся по возможности привлекать для решения подобных задач «тяжелых» (бойцов спецназа МВД. — «Газета.Ru»), которые специально существуют для этого»,

— продолжает оперативник.

Нападения женщин на полицейских

Между тем в новейшей истории России были случаи, когда женщины оказывали самое серьезное сопротивление правоохранителям, иногда это происходило в местах массового скопления людей.

Осенью 2013 года на Матвеевском рынке в Москве на оперативников напали торговцы арбузами, когда полицейские задерживали подозреваемого в изнасиловании несовершеннолетней. Тогда на опера Кудряшова сначала напала женщина, Халимат Расулова, а затем ее муж, пользуясь тем, что супруга отвлекает внимание работника МВД, ударил полицейского по голове и нанес тому черепно-мозговую травму. «Я был готов ко всему, в том числе и к тому, что мне придется применить оружие. Но никак не ожидал, что драться со мной будет женщина. Я против женщины посчитал нецелесообразным применение оружия. Даже применение физической силы против женщины — это уже крайняя необходимость», — вспоминал после этого сам Кудряшов. В итоге ударивший оперативника Магомед Халилов получил 18 лет колонии строго режима, а его жена — 12 с половиной лет заключения.

В апреле 2011 года женщина, остановленная инспекторами ГИБДД за выезд на встречку в Тульской области, сначала избила их Библией, а затем бросилась на колени, умоляя вернуть водительское удостоверение.

В мае нынешнего года жительница Кемеровской области Шаир Инамова била руками и ногами стражей порядка за то, что те попытались эвакуировать ее машину. Затем она попыталась залезть в кабину эвакуатора, чтобы вытащить ключи из замка зажигания.

Наконец, серьезный общественный резонанс вызвали события, которые имели место в мае 2012 года на станции метро «Цветной бульвар» в Москве. Две компании молодых людей устроили драку на эскалаторе и в вестибюле станции. Подошедший постовой сотрудник МВД не стал вмешиваться. Драка, в которой применялся топор, закончилась лишь тогда, когда одна из участниц конфликта московская студентка Александра Лоткова выстрелила в своих противников из травматического пистолета. Постового после этого уволили из органов внутренних дел, а Лоткова была осуждена на три года лишения свободы за причинение вреда здоровью своих оппонентов.

А как там у них?

В правилах для полицейских некоторых стран Запада вообще не оговаривается отдельно применение оружия для стрельбы по женщинам и в общественных местах. Так, согласно ведомственным документам, сотрудникам французской жандармерии разрешается применять оружие при наличии угрозы против них со стороны вооруженного лица, при невозможности другими способами обеспечить безопасность охраняемого объекта или лица, а также если оказываемое им сопротивление превосходит их возможности и не может быть пресечено ничем, кроме вооруженной силы. Французские полицейские могли применять имеющееся у них оружие только для самообороны или против лица, совершающего преступление, на месте его совершения.

В США правила применения оружия стражами порядка несколько разнятся в каждом конкретном штате, однако общие принципы едины. «Полицейский вправе применить оружие в случае, если есть основания опасаться того, что его или ее жизни явно угрожает опасность, или же он или она рискуют получить серьезную травму. Полицейский также вправе применять оружие в случае пресечения угрозы жизни и здоровью другому лицу», — говорится в приказе, регламентирующем открытие огня на поражение в полиции Сан-Франциско.

Также разрешается стрелять по диким животным, если они представляют угрозу для граждан, а также открывать огонь для остановки транспортного средства, если там находится подозреваемый.

Однако ничего про стрельбу по женщинам или в местах массового скопления граждан не говорится.

Новости и материалы
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
Защита обжалует приговор «крабовому королю» Кану
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Ученые нашли источник радиоактивного загрязнения тибетской «крыши мира»
Хуситы заявили о расширении операций против кораблей стран Запада
Киев рискует столкнуться с массовым обращением в суд против государства
Число поддельных банковских приложений выросло на четверть
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Все новости