Кто станет новым лидером Франции

Говорите, полиция!

Выложен закон «О полиции»

Игнат Беловский 07.08.2010, 17:33
«Газета.Ru»

Выложен на обсуждение новый закон «О полиции». В нем прописаны права, обязанности, запреты нового правоохранительного ведомства. Эксперты говорят, что в законопроекте «слишком много шероховатостей» и что он мало отличается от действующего закона «О милиции».

На общественное обсуждение вынесен новый закон «О полиции», который должен заменить закон «О милиции» 1991 года. По новому закону российская милиция становится полицией. «Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности», — сказано в законопроекте.

В выложенном для обсуждения документе в 40 пунктах прописаны обязанности полиции и ее права.

При этом документ не избавляет полицию от «ненужных функций», которые, как ранее заявляли участвующие в разработке проекта официальные лица, она не должна больше исполнять.

Правоохранительный орган по-прежнему будет осуществлять контроль за миграцией и содержать, охранять, конвоировать задержанных и заключенных под стражу, осуществлять техосмотр автомобилей, а также доставлять граждан в тяжелой степени опьянения в медицинские заведения или в местные органы полиции, если их поведение угрожает покою и здоровью граждан. Положения о том, что полиция заведует вытрезвителями в законе нет. Сейчас обсуждается передача вытрезвителей Минздраву.

В проекте говорится, что, обращаясь с требованием к гражданину, полицейский должен предъявить удостоверение, кроме случаев «когда такое предъявление невозможно либо неуместно». Какие случаи попадают под такие характеристики, в законе также не указывается. Проект предполагает, что сотрудник полиции приносит извинения гражданину, чьи права и свободы были им нарушены. В действующем законе «О милиции» сказано лишь, что «гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд».

При этом полицейский не может оправдывать свое незаконное действие интересами службы, экономической целесообразностью, требованиями вышестоящих должностных лиц или какие-либо иными обстоятельствами и мотивами.

В законе также появились такие статьи, как «Беспристрастность», «Законность», «Открытость и публичность». В частности, в статье «Беспристрастность» сказано, что «полиция осуществляет свою деятельность в отношении всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств», также полицейские не могут в своих действиях руководствоваться решениями партий, религиозных или иных организаций. В п. 8 ст. 9 (Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан) законопроекта сказано, что «мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы». Судя по тексту законопроекта, узнавать о мнении граждан полицейские должны через общественные советы при федеральном и территориальных органах полиции, которые создаются «в целях учета потребностей и законных интересов граждан, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере внутренних дел». Образуются общественные советы в порядке, определяемом президентом России.

Законом также предусмотрено, что для проверки документов и для решения вопроса о задержании удерживать гражданина можно не более часа (по действующему законодательству, в ОВД могут продержать без объяснения причины три часа). Полицейские могут беспрепятственно входить в жилье граждан и ломать замки при преследовании подозреваемых в совершении преступления, уклоняющихся от наказания, скрывающихся от органов дознания.

Выломать двери квартиры и дома полицейские могут, в случае если они уверены, что внутри жилья совершается преступление или находится лицо, пребывающее в беспомощном состоянии.

При стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях, массовых беспорядках и иных чрезвычайных обстоятельствах, непосредственно угрожающих жизни и здоровью граждан или объектам собственности, полицейский также имеет право ворваться в жилье к гражданину.

Полицейский обязан предоставлять сведения о своих доходах и доходах мужа или жены. В законопроекте прописаны подробно ограничения и запреты, связанные со службой в полиции. В частности, как и оговаривалось ранее, полицейским запретили критиковать начальство — «допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, а также решений полиции, если это не входит в его служебные обязанности». По действующему законодательству, такие ограничения прописаны в законах «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Также появилась отдельная ст. 31 (Требования к служебному поведению сотрудника полиции). Испытательный срок на службе в полиции, по сравнению со службой в милиции, увеличен с 3–6 месяцев до года.

На встрече с главой МВД Рашидом Нургалиевым 23 июля 2010 года президент Дмитрий Медведев поставил задачу при подготовке законопроекта «сократить те приемы, которые используются традиционно, то есть включение в документ значительного числа отсылочных норм». Тем не менее закон в нескольких статьях отсылает к «иным предусмотренным законом случаям».

По словам правозащитника Павла Чикова, законопроект несильно отличается от действующего закона «О милиции».

«Основные его концепции изложения, стилистика остались прежними, и вряд ли можно было ожидать иного, потому что главный автор – действующее МВД», — пояснил эксперт. Он подчеркнул, что выложенный проект не окончательная редакция закона. Публичное обсуждение документа будет идти до 15 сентября, после чего он будет передан в администрацию президента. В декабре планируется внести его в Госдуму. «Насколько будут серьезными изменения, сказать невозможно. Как минимум администрация президента должна будет что-то поменять после общественного обсуждения и внести что-то от себя: позиция администрации может отличаться от позиции правового управления МВД по некоторым пунктам».

По мнению Чикова, «больше всего законопроект напоминает скандальный закон «О ФСБ». Кроме того, эксперт подчеркнул, что в МВД не скрывали, что брали за основу именно его. «Меня очень смущает раздутый пункт о правах милиционеров, где насчитывается около 60 позиций, хотя у милиционеров нет прав и обязанностей, а есть полномочия. Если говорить юридическим языком, то права – это мера возможного поведения, а обязанности – должного. Полномочия – это возможно-должное поведение. То есть милиционер вправе и обязан помочь человеку, права которого нарушаются», – говорит он. При этом, подчеркнул Чиков, «пункт о правах существенно расширяет направления деятельности милиции», так как и в нем имеется формулировка «все о тех же «иных правах», предусмотренных законодательством». «В законе слишком много шероховатостей, которых можно было избежать уже на этой стадии. Кроме того, в нескольких статьях очень много подпунктов, структура закона неудобная, и есть опасения, что некоторые важные вещи могут затеряться — и в итоге правозащитники и общественность на них внимания не обратят», — подытожил эксперт.