Весьма активный гражданин

Какие цели преследует проект мэрии Москвы «Активный гражданин»

Ровно год исполнилось одному из самых амбициозных проектов московской мэрии — системе электронных референдумов «Активный гражданин». «Газета.Ru» выяснила, каковы причины создания системы, по каким вопросам были накрутки голосов и как москвичи смогут с помощью системы следить за соседями.

За время существования «Активного гражданина» на голосование было вынесено 580 вопросов, принято более 250 управленческих решений. Среди них были действительно масштабные проблемы: например, запрет продажи алкогольных энергетиков, введение видеонаблюдения в детских садах или установка дневного «тихого часа» при ремонте в квартирах, когда соседям нельзя сверлить стены с 13.00 до 15.00.

Источник «Газеты.Ru» в «АГ» рассказывает, что по всем важным вопросам город исполняет волю москвичей, пусть иногда и в ущерб качеству идеи. «Был опрос насчет концепции вестибюлей станций «Новопеределкино» и «Солнцево», и там выиграл не тот вариант, который выбрало профессиональное жюри.

Глава московского стройкомплекса Марат Хуснуллин тогда сказал: будем делать то, что выбрали жители. Это вызвало шквал негодования у архитектурного сообщества», — говорит источник.

В рамках акции «Миллион деревьев» горожане выбирали, какие деревья и кустарники они хотят видеть под своими окнами. Как писала «Газета.Ru», экологи утверждают, что выбор делался без учета ландшафта и консультаций со специалистами, из-за чего прекрасный посадочный материал вскоре погибает.

Еще один пример — опрос, инициированный Центром организации дорожного движения (ЦОДД) насчет снижения скорости в пределах Бульварного кольца до 40 км/ч. «51% участников проголосовали против снижения скорости, пришлось оставить прежние 60 км/ч. Хотя позже сниженную скорость все равно ввели на отдельных улицах в центре. ЦОДД стал предвзято относиться к «АГ», потому что для них это был принципиальный вопрос», — рассказывает собеседник «Газеты.Ru».

Были также случаи, когда глас народа шел вразрез с его, народа, безопасностью. «Было голосование по поводу того, что добавить в парки — велосипеды, самокаты или сегвеи (электрический самобалансирующийся самокат с колесами по обе стороны от водителя), и большинство выбрало последний вид транспорта.

В итоге в парки стали часто вызывать «скорую», потому что люди начали постоянно падать.

То ли такой непривычный вид транспорта, то ли инфраструктуры подходящей не было, в общем, решено было от сегвеев отказаться», — говорит источник в «АГ».

Рекордсменом по числу откликов до сих пор считается опрос о едином времени начала каникул. По словам руководителя аппарата мэра Москвы Анастасии Раковой, курирующей проект, в нем приняли участие около 500 тыс. пользователей. Источник в «АГ», однако, говорит, что опубликованные цифры выше полученных в голосовании. «Не уверен, что это была накрутка в классическом понимании, пропорции сохранились, — рассказывает он. — Возможно, дело в том, что накануне голосования большие ресурсы были потрачены на анонсирование и рекламу, поэтому решили отчитаться за счет повышения виртуальной явки».

Однако Анастасия Ракова говорит, что при объемах зарегистрированных пользователей (а это более миллиона человек) обеспечить накрутку голосов невозможно. «Вам надо скупить 300 тыс. сим-карт, чтобы накрутить. По вопросам, которые мы сейчас выносим на голосование, в принципе нет смысла покупать 300 тыс. сим-карт, чтобы переиграть какой-то такой вопрос. Поэтому даже попыток таких на сегодняшний день не было», — заявила она.

Вопрос единого времени начала школьных каникул оказался самым важным из всех, обсужденных в «АГ», говорится в опросе москвичей, проведенном мэрией. Далее по степени вызванного интереса следуют: благоустройство города, градостроительная политика, внешний вид вестибюлей метро, транспорт, парки и озеленение, а также все, что относится к проведению мероприятий.

Респондентов также спросили, какие темы они хотели бы видеть в «АГ».

Выяснилось, что сильнее всего горожан волнуют темы парковок, здравоохранения, образования, жилищной политики, миграции и капремонта. На голосование эти темы пока не выносились.

Разнарядки по количеству поставленных на голосование вопросов нет. По словам источника в «АГ», наибольшую активность проявляют департамент торговли и услуг, департамент культуры — по крайней мере, пока им руководил Сергей Капков, стройкомплекс, департамент образования и комплекс ЖКХ, в основном по вопросам программы «Моя улица».

Многие вопросы носили локальный характер и касались, к примеру, названия «народных парков» или режима работы районного катка, отмечают критики проекта. Источник в «АГ» объясняет это спецификой работы московских департаментов.

«Проект при создании преследовал две цели. Декларируемая — создание возможности принятия решений. Недекларируемая — повысить исполнительскую дисциплину в самих департаментах и комитетах, — говорит источник. — Сейчас департаменты предпочитают решать вопросы аппаратными методами, решение может быть изменено конкретным чиновником в последний момент, поэтому его не «светят» раньше времени. Тогда как в «АГ» приходится спрашивать мнение москвичей, чего департаменты не любят. А за свои слова — то есть полученный в результате опроса горожан ответ — отвечать до конца, поменять его в последний момент не получится.

Ракова жестко следит за тем, чтобы все это исполнялось, а департаменты, в свою очередь, изворачиваются как могут, предлагая вынести на голосование в «АГ» всякую малозначимую мелочевку».

Совсем уж проходные вопросы на голосование не берут, за этим также следит аппарат. Он же контролирует, чтобы департаменты не предлагали темы, где пересекаются интересы разных ведомств. «Условно говоря, чтобы стройкомплекс не ставил на голосование вопрос о прокладке трассы прямо посреди особо охраняемой природной территории», — приводит пример источник.

Немало нареканий вызывает формулировка вопросов. Например, когда пишут, что с учетом сложившейся застройки в районе возможно размещение только определенного объекта, а горожанам предлагают выбрать его тип. Вопрос, нужен ли на еще не выставлявшемся на торги земельном участке этот объект или, может, лучше сделать там парк, даже не ставится.

Эксперты считают, что если проект продолжит формулировать безальтернативные вопросы, то вскоре потеряет популярность, и так слегка подпорченную жесткими маркетинговыми ходами. «Не все предлагаемые варианты ответов адекватны, не остается права выбора как такового, возможности проявить инициативу. Например, когда обсуждали варианты обустройства вестибюлей метро, это была уже завершающая стадия, когда все уже было решено за пользователей.

Хорошо бы после года работы «АГ» добавить возможность подключиться к обсуждаемым вопросам,

предлагать свои варианты, — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитас. — А получается, будто власть снимает с себя ответственность за решение, тогда как по факту горожане ни на что не влияют».

В то же время Никитас положительно оценивает подачу проекта, в особенности идею с конвертацией баллов в призы. «Важно, что большая часть поощрений связана с культурными местами города, то есть так популяризируются еще театры и музеи», — подчеркнул он.

Когда проект только запускался, самым активным пользователям обещали обменивать накопленные баллы на зонтики, сумки и другую брендированную атрибутику. Но только 10% баллов были переведены в материальные блага. Потом акцент решили сместить на мероприятия. Пользователей стали награждать встречами с известными спортсменами, походами в театр, а накануне 9 мая тысяча человек получила приглашения на парад Победы на Красной площади. По словам Раковой, город выделит определенную квоту на посещение и других крупных городских мероприятий, от фестиваля света и елки мэра до Дня города.

Кульминацией станет День активного гражданина, который пройдет в Москве 23 мая. В этот день на видеоэкранах города будут транслироваться фотографии активных граждан, победивших в инстаграм-конкурсе, пешеходные зоны украсят цветочные инсталляции, а в парках будет бесплатным прокат спортивного инвентаря для тех, кто покажет приложение «АГ» в своем телефоне. Кроме того, с 13 по 23 мая 20 авторов лучших фотографий, связанных с «АГ» и снабженных хештегами #активныйгражданин и #годрешаемвместе, могут выиграть билеты в музей техники Apple, Бункер на Таганке, Музей советских игровых автоматов, музей «Дом Булгакова», Московский планетарий, Музей ретроавтомобилей, Московский зоопарк и другие культурные площадки столицы.

При этом «АГ» крайне заинтересован в дальнейшей монетизации, следует из стратегии развития проекта, имеющейся в распоряжении «Газеты.Ru». Так, среди вариантов называются: продажа «АГ» в другие регионы, использование ресурсов портала для «социологических и исследовательских вопросов», интеграция проекта с системами лояльности коммерческих компаний, а также продажа товаров и услуг коммерческих компаний за заработанные в «АГ» баллы. Кроме того, возможен вариант «вымывания баллов за счет благотворительности», когда пользователь тратит баллы, а компании — деньги на благотворительность.

Все это нужно для снижения затрат на проект.

По словам Раковой, на разработку и дизайн «АГ» в прошлом году было потрачено 20 млн руб.

В этом году никаких дополнительных финансовых вливаний не делалось. Однако по данным тендеров на «Электронной Москве», только на информационно-рекламную кампанию, разработку логотипа, фирменного стиля и концепции призов было потрачено около 30 млн руб.

Сотрудничать планируется не только с коммерческими, но и с государственными компаниями. Среди потенциальных партнеров — Ростелеком, Сбербанк, РЖД, Мосгаз и Мослифт. К примеру, на суд граждан будут выноситься такие вопросы, как «отменять ли обеденный перерыв в «Почте России», переход на онлайн-оплату счетов за домашний телефон и т.п.

По словам Раковой, дальнейшая «политизация» проекта и использование его для выборов не планируются. Хотя согласно стратегии развития «АГ», одна из миссий проекта — «идентифицировать активных и лояльно настроенных граждан».

Бывший депутат Мосгордумы, главный редактор издания «Моссовет» Юрий Загребной считает, что это нормальная практика. «Управлять таким мегаполисом без социологической базы нельзя, у нас и так постоянно проводятся опросы, в том числе напрямую электоральные. Проект — это такой массовый управленческий механизм, который сделан в первую очередь для властей», — пояснил он «Газете.Ru».

Создатели проекта намерены использовать все способы, чтобы увеличить аудиторию. Так, в декабре 2016 года планируется достичь показателя в 2 млн зарегистрированных пользователей, в два раза увеличить количество пользователей, заходящих на сайт хотя бы один раз в месяц, а число «чекинов» на выборах повысить с 20 тыс. (сентябрь 2014 года) до 100 тыс. человек.

Кроме того, мэрия хочет снизить долю анонимных пользователей. Если сейчас ФИО и дату рождения указали 260 тыс. человек, то через год планируется повысить этот показатель до 750 тыс. активных граждан.

Сейчас при загрузке мобильное приложение запрашивает номер телефона, затем просит предоставить демографические данные (ФИО, дату рождения, пол и т.п.), место жительства, указать профили в соцсетях. Это не является обязательным, но чем больше информации указать, тем больше баллов можно заработать. Также на днях был запущен сервис, позволяющий голосовать с одного мобильного устройства нескольким пользователям. Мэрия рассчитывает, что это также увеличит популярность проекта.

Для привлечения, активизации и выявления наиболее лояльных к власти граждан предполагается запустить ряд субпроектов. К примеру, в декабре предполагается выпустить брендированные символикой «АГ» социальные карты, на которые будут начисляться баллы за участие в опросах.

Через проект «Городские новинки» москвичи будут ставить «лайки» по пятибалльной системе нововведениям в столице. Лояльные граждане будут ставить оценки выше среднего, поэтому их можно будет легко отловить.

В июне планируется презентовать проект «Пользовательское голосование» — с его помощью горожане смогут узнать, за что проголосовал сосед или родитель одноклассника его ребенка.

В дальнейшем тот же проект может быть использован для того, чтобы проводить виртуальные собрания собственников многоквартирных домов, при этом результаты будут учитываться так же, как и итог, полученный на «живом» собрании.

Актуальная тема, поскольку с бешеным московским ритмом общие собрания провести крайне сложно — кворум никак не собирается, потому что всем удобно разное время, а многие и вовсе не хотят свое время на это тратить. А потом начинаются конфликты: кто-то не хочет платить за домофон, кто-то — за шлагбаум во дворе.

Самым трудоемким пока выглядит проект «Публичные слушания» — по сути, перенос формата из офлайновых встреч в районных управах в виртуальное пространство. Как сказано в стратегии, основная цель сервиса — «возможность принимать необходимые городу решения». Чтобы слушания были полноценными, необходимо, чтобы пользователи указывали больше своих персональных данных, а для их обработки нужна отдельная сертификация. Помимо прочего, для запуска сервиса требуется в том числе изменение федерального законодательства, поэтому, по словам Раковой, сроки, когда москвичи смогут участвовать в публичных слушаниях онлайн, пока неизвестны. Однако в стратегии говорится, что проект будет готов уже в сентябре 2015 года.