Бурлаки на Игарке

Прокуратура проверит аэропорт Игарка, в котором пассажиры толкали замерзший самолет

,
Видеозапись, на которой 70 вахтовиков толкают замерзший в 52-градусный мороз авиалайнер к рулежной дорожке, буквально взорвала интернет. Мужчины настолько сильно хотели попасть домой, что не стали дожидаться, пока службы аэропорта Игарка разберутся с самолетом, и сдвинули его с места своими силами.

Курьезный инцидент произошел в аэропорту Игарка близ одноименного города в Красноярском крае. На нескольких видеозаписях, оказавшихся в открытом доступе, видно, как пассажиры пытаются подтолкнуть самолет по замерзшей и покрытой снегом полосе. С криками «Давай-давай!» мужчинам удается это сделать, и судно медленно сдает задним ходом.

«Посадить дерево, вырастить ребенка, толкнуть самолет», — довольны своим успехом пассажиры.

Предположительно, толкнуть самолет пассажиры, желающие поскорее вылететь в Красноярск, вызвались сами.

История вызвала бурный резонанс и привлекла внимание властей. В происшествии теперь разбираются правоохранительные органы. В Западно-Сибирской транспортной прокуратуре уже начали проводить проверку по данному факту. Кстати, по мнению сотрудников прокуратуры, пассажиры вряд ли были способны сдвинуть борт с места.

«Мы выяснили, что в тот момент, когда тягач пытался сдвинуть самолет на рулежную дорожку, для уменьшения массы самолета пассажирам было предложено его покинуть и пересесть в теплый автобус. После этого некоторые пассажиры его (автобус) самовольно покинули и, подойдя к воздушному судну, пытались оказать содействие в его перемещении с применением физической силы, — рассказала «Газете.Ru» старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова. —

Но крыло самолета находится на высоте около двух метров, поэтому толкать его в таком состоянии, конечно, нереально.

Никакого содействия оказано не было, самолет был отбуксирован тягачом на рулежную дорожку и затем благополучно выполнил рейс».

По ее словам, в настоящее время ведомство обладает лишь предварительными данными.

«Это произошло из-за отдаленности аэропорта и отсутствия у нас необходимого времени для проведения проверки. Собранная информация частично противоречит друг другу, поэтому сейчас еще не установлено, благодаря кому или чему такая ситуация стала возможна. Будут проверяться и вопросы технического обслуживания самолета, а также будет дана оценка законности действий аэропортовых служб, оценка законности действий экипажа, авиакомпании и самих пассажиров», — сообщила Горбунова.

Службы ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка», в ведении которого находится аэропорт Игарка, уже выяснили предварительную причину происшествия.

Заместитель генерального директора по авиационной безопасности «Черемшанки» Александр Смолин рассказал «Газете.Ru», что у воздушного судна замерзли колодки.

Сам же борт был исправен, а условия для взлета — допустимы.

«Он пробуксовал просто потому, что колодки у самолета были примерзшие, — пояснил Александр Смолин. — Вы, когда на машине на морозе тормозите, ручник прихватывается? Вот если вы их обработаете чем-то после этого, вы больше никогда не сможете тормозить — будете ехать и кричать: «Тормоза придумали трусы!» Конечно, не должно происходить такого с самолетом. Видимо, когда до этого садились, колесо нагрелось. Самолет стоял, и метель, может быть, задула, вот и прихватило колодки».

По мнению пилота Рубена Яблукова, в ситуации, когда буксир не смог сдвинуть борт, каких-либо вариантов начать движение у командира воздушного судна не было. Запускать двигатели самолета можно только на точке запуска, на месте стоянки это делать запрещено.

«Это форс-мажор, — считает КВС. – Теоретически можно было попробовать на двигателях. Но двигатели на стоянке нельзя запускать, да и реверс для движения назад тоже использовать запрещено. Такие правила».

Эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и комитета Госдумы по транспорту Виталий Бордунов убежден, что в сложившейся ситуации виновны не только аэродромные службы, но и Министерство транспорта.

«Конечно, такая ситуация напрягает. То, что произошло с пассажирами, – я такого случая в своей жизни не припоминаю. И это удивляет. Неподготовленность аэродромной полосы, чтобы самолет взлетел без такой помощи, говорит о том, что эксплуатационные правила не были выдержаны. Зима, не зима – есть определенные правила допуска аэропорта к взлету и посадке, — заявил Бордунов. –

Вы можете себе представить, что в северных широтах пассажиры будут выходить и выталкивать самолеты?!

За что мы платим деньги? За определенную услугу. И перевозчик должен эту услугу оказать надлежащим образом – это закон, прописанный в Воздушном кодексе. Аэродромные службы должны были перед взлетом проверить все. Если разобраться, то в этом случае нет абсолютно ничего смешного. А если смотреть в корень, то во всем этом виновата «голова». Я имею в виду наш регулятор – Министерство транспорта. Они ничего не делают. Пните их, пните их обязательно!»

Примечателен в этой истории и сам борт. В 2011 году, после крушения под Петрозаводском самолета авиакомпании «Русэйр», Дмитрий Медведев, являвшийся на тот момент президентом Российской Федерации, поручил Минтрансу вывести Ту-134 из эксплуатации. Однако этого не произошло. В результате «тушки» было решено оборудовать системами предупреждения столкновения с землей и без них к полетам не допускать. А вот на территории ЕС Ту-134 давно нежеланный гость.

«Ту-134 насколько лет назад были запрещены к полетам в государствах Евросоюза по шумовым характеристикам. На территории Российской Федерации они разрешены — и то те самолеты, которые прошли модернизацию и соответствуют по шумовым стандартам, могут летать», — прокомментировал советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.