Последний рейс Costa Concordia

Лайнер Costa Concordia готовится к последнему рейсу в порт Генуи

В Италии начались работы по подготовке к перемещению в порт Генуи круизного лайнера Costa Concordia. Рабочие надеются, что судно доплывет и не развалится, но не могут дать 100% гарантии успеха. В пункте назначения лайнер ждет утилизация. Он затонул у берегов острова Джильо в 2012 году.

Операция по поднятию и перемещению круизного лайнера Costa Concordia весом 114,5 тыс. тонн станет самой крупной в истории, если рабочим все-таки удастся доставить судно в порт Генуи и не дать ему развалиться по дороге. За процесс отвечает глава службы гражданской обороны Италии Франко Габриэли. Он недоволен погодой: в районе работ легкая качка, однако это лучшая погода за последние дни.

Впрочем, если бы операции что-либо существенно угрожало, Габриэли остановил бы работы.

«Это не идеальные метеоусловия, но они гарантируют возможность начать процесс транспортировки в полной безопасности», — говорит он. Утром в понедельник руководитель международной команды рабочих, в которую входят пять сотен специалистов, подтвердил ему, что они готовы начинать, и Габриэли дал отмашку.

В прошлом году в сентябре был завершен первый этап операции: лайнер, лежащий на боку в заливе у острова Джильо, перевернули с помощью сложной системы тросов и лебедок, а также огромных цистерн, приваренных к борту в качестве противовеса.



Источник: AP Photo

Источник: AP Photo

На скалах между островом и лайнером были установлены вышки со шкивами — колесами, на которых крепились тросы. Шкивы управлялись компьютером. Когда шкивы начали вращаться, тросы и цепи потянули нижнюю часть судна в сторону берега. А приваренные к другому борту цепи и тросы тянули верхнюю часть лайнера в сторону открытого моря. В это время в цистерны заливалась вода. Под кораблем были установлены стальные платформы, к которым планировалось прикрепить судно. Его удалось зафиксировать в вертикальном положении после нескольких неудачных попыток. На берегу за процессом наблюдали жители острова; они начали аплодировать, увидев, что лайнер, пролежавший на дне с января 2012 года, был поднят.

Сложность операции состояла в том, что еще никогда этот способ не применялся для подъема судов такого размера. Как правило, в подобных ситуациях суда взрывали или разбирали на отдельные части на месте, что намного дешевле. Однако итальянские власти посчитали, что привычные способы неприемлемы для Costa Concordia из-за угрозы загрязнения акватории.



Источник: AP Photo

Источник: AP Photo

В настоящее время специалисты начали постепенно выливать воду из цистерн, прикрепленных к бокам лайнера, чтобы приподнять корпус судна на 12 м. Мастер по подъему лайнера Ник Слоун заявил, что «момент истины» для Costa Concordia наступит к 11 часам утра по местному времени (13.00 мск). «Тогда мы уже приподнимем судно и сможем сравнить наши расчеты и прогнозы с фактическими данными», — пояснил Слоун, добавив, что не может дать 100% гарантии, что лайнер не развалится на полпути. На следующем этапе операции лайнер буде перемещен на 30 м от берега. В тот момент он еще будет соединен с берегом тросами и кабелями.

А если операция пойдет хорошо, что к концу недели Costa Concordia можно будет увидеть в порту Генуи, расположенном в 370 км от острова Джильо.

Это расстояние лайнеру помогут преодолеть буксиры. Переезд займет четыре-пять дней, прогнозируют специалисты. В Генуе судно ждет утилизация.

Ранее представители компании-судовладельца сообщали, что намерены вернуть пассажирам Costa Concordia все личные вещи, которые будут найдены при осмотре судна, в каком бы состоянии они ни находились. Но спасатели уже заявили, что это будет возможно лишь после того, как поднятый лайнер будет приведен в док.

Спасатели надеются найти тело последнего пропавшего человека — индийского официанта Рассела Ребелло. Последний раз 33-летнего Ребелло видели, когда он помогал пассажирам покинуть судно. «Я твердо верю, что они найдут тело моего брата», — написал на странице в Facebook его брат Кевин Ребелло, живущий в Милане.

Лайнер Costa Concordia потерпел крушение в ночь на 14 января 2012 года во время очередного круиза. Судно наскочило на рифы и, перевернувшись, село на мель. В этот момент на борту лайнера находились около 4200 человек. В результате трагедии погибли 32 человека.

В ходе расследования было установлено, что авария произошла из-за того, что капитан Costa Concordia Франческо Скеттино решил подвести судно поближе к острову, чтобы поприветствовать проживающего там бывшего коллегу, отклонившись от маршрута на 4–5 миль. При этом он вел круизный лайнер в ночное время на слишком большой скорости.

Несколько членов экипажа уже были приговорены итальянским судом к различным тюремным срокам за нарушение правил навигации и безопасности, процесс над капитаном Скеттино все еще продолжается.