Правительство России отказалось предоставить ФБР информацию о «бостонском террористе» Тамерлане Царнаеве, которая могла бы привести к более тщательной проверке в отношении него за два года до двойного теракта в Бостоне. Об этом в среду пишет The New York Times со ссылкой на доклад генерального инспектора Разведывательного сообщества США. Как считает следствие, Царнаев на финише международного марафона в Бостоне 15 апреля прошлого года вместе с братом Джохаром Царнаевым привел в действие две бомбы, сделанные из паровых скороварок. В результате двойного теракта погибли 3 человека, более 260 были ранены.
В 2011 году российские спецслужбы сообщили ФБР, что Тамерлан Царнаев «исповедовал радикальный ислам и был глубоко верующим человеком» и что он «кардинально изменился в 2010 году, когда собирался покинуть США, чтобы присоединиться к неустановленной подпольной группе».
И эта была вся информация, которую согласилась предоставить российская сторона. Последующие запросы ФБР о дополнительных сведениях о Царнаеве оставались без ответа, говорится в докладе.
В то время американские правоохранительные органы полагали, что Царнаев представляет большую угрозу для России, чем для США.
Как отмечается в докладе, только после двойного теракта в Бостоне русские передали ФБР данные дополнительной разведки, в которых, в частности, имелись сведения о перехваченном российскими спецслужбами телефонном разговоре Тамерлана с матерью о джихаде. «Они обнаружили, что русские не предоставили всю информацию, которую имели на него тогда, и на основе того, что было известно, ФБР сделало все, что от него зависело», — отмечает высокопоставленный американский чиновник.
В последующем властям удалось собрать мало доказательств связи братьев с какой-либо международной террористической организацией.
Агенты ФБР, которые отправились в Дагестан, куда в 2012 году выезжал Тамерлан, не нашли ничего, что свидетельствовало бы о том, что он проходил подготовку в лагере террористов.
«На данный момент все выглядит так, будто они были воинствующими экстремистами, — сказал высокопоставленный чиновник. — Сейчас мы, конечно, не можем что-либо исключать, но пока мы не нашли ничего существенного, что связывало бы их с террористической группой».
Как отмечает газета, данные доклада пока не были обнародованы, члены конгресса США планируют сообщить о нем в четверг, а часть его выводов будет доведена до общественности до вторника — ко дню годовщины теракта.
Что касается служебного расследования в ФБР, которое было инициировано после теракта, установлено, что агенты не могли провести более широкое расследование в отношении братьев из-за федеральных законов и принципов министерства юстиции, которые помешали им установить внешнее наблюдение или прослушку телефонных разговоров Царнаевых. «Могли бы они провести больше следственных действий и раскрыть заговор, если бы знали то, что знали русские? Сейчас очень трудно на это ответить», — сказал высокопоставленный чиновник.
В рамках проверки Тамерлана Царнаева в 2011 году агенты ФБР изучили свои уголовные и образовательные базы и историю поиска в интернете. Они также провели с ним собеседование, опросили его родителей и одноклассников. Эти действия дали мало информации. И именно после этого агенты ФБР, находившиеся в Москве, обратились к российским властям с просьбой о дополнительной информации относительно Царнаева, более десяти лет назад иммигрировавшего в США из Дагестана.