Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Допуски и посадки

После крушения «Боинга» в Казани МВД и ФСБ уличили 60 летчиков в махинациях при получении допуска к полетам

,
Гендиректор северокавказской авиакомпании «Симаргл» рассказал «Газете.Ru», как от него требовали написать заявление на одного из пилотов. Летчик подозревается в получении подложных документов о прохождении курсов повышения квалификации. По предварительным данным, масштабная проверка спецслужб выявила 60 пилотов с сомнительными документами. Проверка началась еще летом, но после авиакатастрофы в Казани приобрела глобальные масштабы.

Предварительные данные о результатах проверки подлинности документов пилотов, которая идет в России, поступили из Северной столицы. В материалах ФСБ Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Северо-Западного управления МВД на транспорте фигурируют 60 летчиков из 14 авиакомпаний, получивших по подложным документам допуск к полетам, сообщает «Фонтанка.ру». По данным «Газеты.Ru» вскоре количество таких летчиков может вырасти до ста.

Среди подозреваемых — 61-летний сотрудник Университета гражданской авиации Санкт-Петербурга, пилот вертолета Виктор Подоляков.

По мнению правоохранительных органов, он пытался приобрести поддельное свидетельство о прохождении курса повышенной квалификации по программе «аварийно-спасательные работы на этапе водной подготовки при вождении вертолета Ми-8 МТВ». В доме Подолякова прошел обыск, после которого его жена оказалась в больнице.

Пилотом Подоляков работал сезонно на юге России. Он сотрудничал с авиакомпанией «Симаргл», главный офис которой находится в Нальчике, Кабардино-Балкария. «Он приезжал, заключал договор и работал. С 1 по 31 января, потом — с марта по май, затем еще в сентябре. В тот период, когда, по данным полиции, он учился на курсах, его у меня не было», — пояснил «Газете.Ru» генеральный директор авиакомпании «Симаргл» Руслан Панжоков.

Судя по всему, полиция взялась за вертолетчика еще летом этого года. По словам гендиректора, тогда ему начали звонить из петербургской полиции и спрашивать, знакома ли ему фамилия летчика, как часто тот у него работал и какую зарплату получал.

Однако о поддельных документах гендиректору авиакомпании сообщили только в ноябре.

«Мне позвонили из Санкт-Петербурга, из транспортной милиции, и сказали, что он то ли приобрел, то ли договорился о приобретении свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, — сказал Панжоков. — Они стали требовать у меня заявление, что Подоляков принес мне материальный ущерб в размере выплаченной заработной платы. Я сказал: знаете, материальный ущерб он мне не нанес, на эти курсы повышения квалификации я его не направлял».

Когда гендиректор отказался обвинять своего сотрудника, то ему стали угрожать. «Меня сначала просили, а потом угрожали. Они стали выходить на наши надзорные органы, на управление Федеральной службы авиационного транспорта по югу. Потом — на Федеральное агентство воздушного транспорта России — оттуда тоже позвонили, интересовались, что за ситуация.

Мне угрожали: к вам приедут, будут проверять, вы потеряете сертификат эксплуатанта авиакомпании», — говорит Панжоков.

Адвокат Панжокова пояснил ему, что выплаченная заработная плата не может являться ущербом для авиакомпании, а в суде гендиректора авиакомпании могут привлечь за лжесвидетельствование.

Глава авиакомпании добавляет, что у него, а также у замгендиректора по организации летных работ никаких сомнений подлинность летных документов пилота не вызвала. «Подоляков работал без замечаний. Со стороны авиакомпании, со стороны службы управления воздушным движением, со стороны служб аэропортов к Подолякову замечаний не было.

Подоляков выполнял свою авиационную работу безупречно», — добавил руководитель авиакомпании.

По информации «Фонтанки.ру», еще месяц назад по данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 327 УК РФ (подделка документов). В нем фигурирует еще один человек — инструктор по летной подготовке ФГУП «Учебно-тренировочный центр Санкт-Петербурга» Петр Кадысев. Сообщается, что он должен был передать летчику свидетельство, на котором стояла поддельная печать.

«Учебно-тренировочный центр не имеет отношения к этому инциденту. Поддельное свидетельство было не на наших бланках и не с нашей печатью. ФГУП имеет отношение к этому только тем, что у нас работает инструктор Петр Кадысев», — заявил «Газете.Ru» и.о. директора ФГУП «Учебно-тренировочный центр Санкт-Петербурга» Александр Лисов. Он добавил, что инструктор не уволен и продолжает у них работать, так как еще не признан виновным и не осужден.

В Росавиации знают о проходящей проверке летных документов пилотов, но не в курсе о ее предварительных результатах. «Да, про проверку нам известно. Это все. В случае необходимости мы оказываем правоохранительным органам содействие, — сообщил «Газете.Ru» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. — Мы также проводим свою проверку легитимности выдачи свидетельств пилотов всем переобученным инженерам, штурманам, бортмеханикам по программе от 2009 года».

В управлении ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ситуацию вокруг фальшивых свидетельств, полученных летчиками, не комментируют. Отказываются от комментариев и в пресс-службе Управления на транспорте МВД по СЗФО.

Впрочем, источники Газеты.Ru, близкие к следствию, подтвердили, что уголовное дело существует и посетовали, что информация была обнародована раньше времени.

«Информация, связанная с выдачей авиационных прав - это совершенно непредсказуемый слив, который никак не укладывался в планы оперативных и следственных структур», — сказал «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах Петербурга.

По словам собеседника, подобный «слив» может быть выгоден структурам, борющимся за «рынок» услуг для летчиков. Уголовное дело делу о подделке документов было возбуждено еще в октябре. Арестованных пока нет. Показания дал инструктор Кадысев, продававший летчикам сертифицированные свидетельства о переподготовке и повышении квалификации. Он признает вину, ходатайствовать об аресте следствие не будет, говорит источник. Сейчас инструктор находится под подпиской. Несколько летчиков были привлечены в качестве свидетелей. Причем приобретенные некоторыми фальшивые сертификаты дают право на международные полеты.

Авиаторы не стали отрицать, что купили свидетельства. Против них могут возбудить дело о мошенничестве. «Всего в деле может быть не 60, а около 100 эпизодов торговли поддельными документами», — говорит источник.

Он утверждает, что прошло несколько обысков в УТЦ, были изъяты документы, касающиеся аттестации летчиков и приказов руководства. Более того, аналогичные следственные действия прошли и в других авиа-образовательных центрах Петербурга.

В транспортной полиции – именно ее следователи расследуют дело о поддельных свидетельствах авиаторов – также недовольны утечкой информации. «Следователи очень рассержены, — заявил «Газете.Ru» собеседник в северо-западном управлении на транспорте МВД. — Началось разбирательство, почему материалы попали в прессу. По этому делу могу сказать, что резонанс будет большой, дело стопроцентно передадут в следственное управление на транспорте по СЗФО. Проверки всех лётных УТЦ России начались после авиакатастрофы в Казани. Тогда сверху поступила информация усилить контроль над учебными заведениями, которые готовят летчиков. На инструктора, который торговал документами УТЦ Петербурга, вышли с помощью спецоперации – наши оперативники и оперативники ФСБ пытались купить свидетельство под видом летчиков. Один из инструкторов, Кадысев был задержан с поличным при передаче денег. Возбудили дело, статья «Подделка документов» Он дал показания, рассказал на допросе, кому продавал документы».

Собеседник отказался ответить на вопрос, какие суммы фигурируют в уголовном деле, и могут ли быть привлечены к уголовной ответственности руководители пойманного с поличным инструктора. И не исключил, что в ближайшее время подобные же уголовные дела возбудят и в других регионах. «Практика показывает, что если в одном регионе страны происходит преступление по какой-то схеме, то почти всегда такая же преступная схема работает и в других регионах», — объяснил он.

О необходимости проверить документы пилотов власти заговорили после крушения в Казани 17 ноября самолета Boeing 737, на борту которого находился сын президента Татарстана Ирек Минниханов, а также глава УФСБ по Татарстану Александр Антонов. По данным Следственного комитета, пилот лайнера, ранее работавший штурманом, не проходил учебные курсы в 2009 году, но получил документы, свидетельствующие о переподготовке. Однако в авиакомпании «Татарстан» уверяют, что пилот проходил курсы в 2011 году в тренировочном центре S7, и его документы были в порядке.

Новости и материалы
В Совфеде прокомментировали слова Трампа о фашистах и коммунистах
Экс-тренер сборной России извинился за мат в адрес игроков «Пари НН»
Россиянам посоветовали лучшую обувь для игры в футбол
Россиянин через суд добился компенсации в 900 тыс. рублей за травму на производстве
Разъяренные панды напали на смотрительницу зоопарка в Китае
Кулеба порассуждал о справедливости, говоря о военнообязанных украинцах за границей
Подросток из Екатеринбурга угрожал сверстникам стрельбой в школе
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Все новости