«Нерпа» идет на третий суд

Гособвинение намерено обжаловать повторный оправдательный приговор по делу об аварии на подлодке «Нерпа»

Суд повторно оправдал обвиняемых по делу об аварии на подлодке «Нерпа», подтвердив решение коллегии присяжных. Они согласились с выводами экспертизы о том, что к гибели 20 человек привела несоответствующая стандартам опасная противопожарная смесь, а не человеческий фактор. Гособвинение намерено снова обжаловать приговор, сторона защиты предлагает остановиться.

В понедельник Военный суд Тихоокеанского флота на основании вынесенного в минувшую пятницу вердикта присяжных оправдал капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева и трюмного машиниста старшину Дмитрия Гробова, которых считали виновниками аварии на атомной подлодке «Нерпа». ЧП на «Нерпе» произошло в Японском море в ноябре 2008 года во время ходовых испытаний. На субмарине несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате чего произошел выброс газа. Из 208 человек, находившихся на борту, 20 погибли, еще 21 попал в больницу.

Кроме того, суд отказал в удовлетворении исков родственников погибших о возмещении ущерба. Прокуроры и присутствовавшие в зале представители Минобороны согласились с этим решением.

Лаврентьев и Гробов второй раз официально признаны невиновными и останутся в этом статусе, если прокуратура не обжалует приговор в десятидневный срок.

Представитель обвинения Феликс Мамот сообщил ИТАР-ТАСС, что прокуратура намерена оспаривать приговор. По мнению Мамота, коллегия присяжных не смогла правильно разобраться в обстоятельствах уголовного дела. Также на мнение коллегии могли повлиять публикации о ходе дела в СМИ, добавил представитель обвинения. Родственники погибших на подлодке также остались недовольны приговором.

В свою очередь, адвокат обвиняемых Сергей Бондарь отметил, что решение присяжных о невиновности на этот раз было единодушным. Представители защиты надеются, что прокуратура не будет подавать жалобу на приговор.

«Уже второй раз присяжные оправдывают Лаврентьева и Гробова. По моему мнению, на этом уже можно и остановиться, или будет создаваться очень неприятное впечатление о том, что прокуратура просто не доверяет людям, которых она же и отбирает в присяжные», — сказал Бондарь РИА «Новости».

Гвардии капитан I ранга Лаврентьев обвинялся в превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий — п. «в» ч. 3 ст. 286 УК. Старшине Гробову инкриминировалась ч. 2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и ч. 2 ст. 118 УК (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей). Оправданному во второй раз командиру субмарины грозило до 10 лет лишения свободы, его подчиненному — до четырех.

По версии следствия, 8 ноября 2008 года старшина Гробов во время ходовых испытаний атомной подлодки «Нерпа» в Японском море «из любопытства» включил систему пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая). В отсеки начал подаваться фреон (газ без цвета и запаха). На борту находились 208 человек. 20 членов сдаточной комиссии погибли, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Сразу после ЧП появились сообщения, что «Нерпу» планировалось передать на 10 лет в лизинг Индии. Тогда представители Минобороны категорически это отрицали. Однако зимой прошлого года АПЛ была действительно отправлена в Индию, где ее ввели в состав военно-морских сил страны под названием «Чакра».

В первые месяцы после трагедии следователи заявляли, что Гробов сам дал признательные показания и рассказал, что именно он включил подачу фреона. Командиром лодки Лаврентьевым следствие заинтересовалось спустя год.

В 2009 году ему и капитану I ранга Сергею Захарченко, бывшему командиру бригады, в которую входила лодка, предъявили обвинения по ч. 3 ст. 293 УК (халатность). Командира и капитана заподозрили в недостаточной подготовке подчиненных. С Захарченко обвинения впоследствии сняли.

Лаврентьев и Гробов в итоге свою вину не признали. Линия защиты строилась на утверждении, что истинной причиной трагедии стало воровство средств, выделенных на строительство К-152 «Нерпа». «Нарушение своих служебных обязанностей рядом должностных лиц промышленности, бессовестное воровство государственных средств при строительстве лодки», — называл причины аварии адвокат Александр Кулаков, имея в виду ситуацию с фреоном. В суде были представлены результаты экспертизы, показавшей, что в систему пожаротушения был закачан не чистый фреон, а его смесь с более дешевым тетрахлорэтиленом. Что и стало, по версии защиты, причиной гибели людей.

В сентябре 2011 года коллегия присяжных уже выносила оправдательный вердикт, на основании которого Тихоокеанский военный флотский суд оправдал обоих фигурантов дела.

Военная прокуратура опротестовала оправдательное решение в Верховном суде, который согласился с доводами обвинения и отменил приговор. После четырех лет следствия, суда и вердикта присяжных о невиновности командир и трюмный машинист вновь оказались на скамье подсудимых. Дело Лаврентьева и Гробова было снова направленно в Тихоокеанский флотский военный суд на новое рассмотрение с новым составом присяжных.

В качестве аргументов прокуратура указывала на процессуальные ошибки, допущенные в ходе суда, которые оказали влияние на присяжных заседателей: всего в ходе процесса суд сделал стороне защиты около 50 замечаний. Однако, что за нарушения допустили адвокаты, неизвестно: первый процесс по делу подлодки проходил в закрытом режиме, а многие документы, представленные следствием и прокурорами, были снабжены грифом «секретно».