Москва сплавилась со снегом

Столичные власти считают, что город в этом году убирают лучше, чем раньше

Коммунальные службы Москвы справляются с уборкой улиц, утверждают в мэрии: ни разу не были сорваны нормативные сроки уборки снега, а число травмированных из-за гололеда горожан по сравнению с прошлым годом сократилось. Сами горожане героических усилий властей не замечают и с благодарностями не спешат. По мнению экспертов, городу не хватает снегоуборочных мощностей, а системе в целом – управляемости.

Нынешней зимой коммунальные службы вынуждены работать в экстремальных погодных условиях, утверждают столичные власти. Как отметил на встрече с журналистами в субботу мэр Москвы Сергей Собянин, объем выпавшего в феврале снега самый большой за всю историю метеонаблюдения. «В этом году нам приходится работать в чрезвычайных погодных условиях. Мы получили уже 220 см снега при средней норме 152 см. Это получается уже в полтора раза больше, чем среднестатистическая норма», — добавил заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Кроме того, в этом году фиксируется аномальное количество ледяных дождей: в ночь на субботу в столице прошел уже седьмой за нынешнюю зиму ледяной дождь. «В таких условиях реагенты не сразу имеют эффект, потому что, когда идет дождь, реагенты сами превращаются в корку», — пояснил Бирюков трудности борьбы с последствиями этого природного явления.

Между тем, утверждают в мэрии, в городе строго соблюдаются нормативы по уборке снега.

Бирюков пояснил, что, согласно нормативу, каждые выпавшие 7 см снега должны убираться за три-четыре дня (до 2010 года на это отводилась неделя), а на каждый дополнительный сантиметр осадков добавляется еще день. Журналистам показали кадры видеонаблюдения из разных мест Москвы с начала последнего снегопада 4 февраля и до момента самой встречи – с каждым днем ситуация во дворах и на дорогах выглядела все лучше.

Кроме того, по словам чиновников, в Москве используются наиболее оптимальные из существующих на сегодняшний день технологий. «Мы отказались от простой поваренной соли, которая до сих пор применяется во всем мире. Если 10–12 лет после зимнего периода в городе были масса потерянных деревьев и засоленных газонов, то за последние два года такого не было», — рассказал Бирюков, напомнив, что в данный момент в США в ожидании стихии увеличивают запасы именно поваренной соли. А руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Андрей Цыбин добавил к этому, что на 30% сократилось число жалоб от горожан по поводу испорченной обуви.

«Сформулированы требования к химическому составу реагентов, к предельному содержанию в них тяжелых металлов, — рассказал Цыбин. – На конкурс может выйти производитель с любой торговой маркой: главное, чтобы она соответствовала нашим требованиям, прошла испытания и экологическую экспертизу. На тротуарах используется только специально разработанный экологический реагент на основе муравьиной кислоты (при необходимости этот реагент смешивается с гранитной крошкой)». В соответствии с существующими нормативами, на московских дорогах при среднестатистическом количестве осадков (152 см снега) расходуется порядка 380 тонн реагентов (220 тонн жидких и 160 тонн твердых), еще 120 тонн предназначены для тротуаров. Сейчас, из-за того что количество снега в полтора раза больше, чем обычно, возросли в полтора раза и расходы реагентов.

Слова чиновников городского хозяйства в мэрии были подкреплены медицинской статистикой. «Мы ведем статистику по уличному травматизму из-за гололеда и падения сосулек со снегом. За последние два года почти в два раза уменьшились травмы опорно-двигательного аппарата из-за гололеда: их стало 1,38 тыс. обращений. Со 107 до 87 уменьшилось количество обращений в связи с падением сосулек», — рассказал журналистам заммэра по вопросам социального развития Леонид Печатников. По его словам, в этом сезоне врачи травмпунктов именно 87 раз записывали со слов пациентов в историю болезни в качестве причины травмы падение сосульки.

Правда, в мэрии отказываются верить горожанам, утверждающим, что на них упала сосулька или снежная глыба с крыши.

По словам Бирюкова, по каждому такому факту проводилась проверка, и за последние две зимы ни один из них не подтвердился. Нашли подтверждение только три случая из 107, заявленных позапрошлогодней зимой. Впрочем, в мэрии признают проблемы почти с четвертью городских крыш. Как рассказал Бирюков, создает эти проблемы слабо реагирующий на предписания административно-технической инспекции частный сектор. По словам заммэра, только он сам лично направил в прокуратуру обращений с просьбой принять меры по 6,5 тыс. адресов. Особо опасными кровлями занимаются городские службы. Этой зимой снег с крыш сбрасывают 12 тыс. человек в составе 4 тыс. бригад (в пять раз больше, чем в прошлом году).

Горожане, впрочем, героических усилий властей не замечают и с благодарностями не спешат. Блогосфера заполнена выразительными иллюстрациями к теме зимнего содержания города и комментариями к ним. С просьбой очистить тротуар вдоль здания Музея Москвы от наледи в связи с опасением за жизнь и здоровье как своих сотрудников, так и других пешеходов был вынужден обратиться в управу района Хамовники ЦАО Москвы даже расположенный на Зубовском бульваре медиахолдинг РИА «Новости».

Как отмечалось в письме РИА «Новости» в управу, агентство 7 февраля было вынуждено задействовать собственные службы для частичной очистки тротуара.

Этой зимой свои прямые обязанности не выполняет значительное число городских подрядчиков, считает экс-префект САО Олег Митволь, притом что почти все работающие в городе компании остались старые. «Наиболее вероятной причиной этого мне представляется переход на трехлетние контракты, — предположил Митволь. — Организация получила госзаказ на три года и начала экономить на рабочей силе и технике – меньше нанимается людей, а даже имеющаяся техника не выводится на улицу. Лично я вижу на улице меньше техники, чем в прежние годы». Единственное, на чем в этом году не экономят, – противогололедные реагенты, считает Митволь.

Тема применения реагентов, впрочем, возникает в столице ежегодно. Горожане жалуются, что химические вещества обжигают лапы домашним питомцам, портят обувь и автомобильные шины, а под воздействием испарений реагентов обостряется аллергия. Экологи заявляют о катастрофическом загрязнении почвы и общем вредном влиянии на окружающую среду.

Этой зимой экологи Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» со ссылкой на исследования факультета почвоведения МГУ и вовсе заявили о том, что дороги в городе посыпают запрещенными к применению веществами. В том числе содержащим «тяжелые металлы и радиоактивный элемент К-40 с периодом полураспада 1,3 млрд лет» препаратом СБГ. В ответ на обвинения в применении некачественных реагентов в департаменте ЖКХ и благоустройства заявили, что все применяемые в Москве реагенты прошли государственную экологическую экспертизу и допущены к использованию.

Зампред научно-технического совета по радиационной и химической безопасности населения и среды обитания администрации Московской области Калман Цейтин также не нашел радиации в применяемых в Москве реагентах. «После появления этих сообщений я сам проверял с дозиметром уровень опасности реагентов — радиации там нет, — заявил эксперт «Газете.Ru». – Другое дело — концентрация в городских дворах вредных химических веществ. Собирают на машины и вывозят обработанный реагентами снег с дорог. А во дворах его сваливают в сторону – под деревья. И чем аукнется деревьям оставшаяся после таяния снега соль с гравием, мы увидим только летом».

На сегодняшний день основной проблемой применения реагентов в Москве является их чрезмерное дозирование, считает председатель комиссии по экологической политике Мосгордумы Вера Степаненко.

Установленные требования к составу реагентов в Москве соблюдаются, утверждает депутат. Другое дело – соблюдение порядка применения реагентов, каждый из которых должен использоваться в строго определенном количестве. По словам эколога, экспертные заключения выдаются на строго определенную дозировку реагента, и ее превышение неприемлемо. Однако сегодня главы управ отвечают за гололед и связанные с ним несчастные случаи на подведомственной территории, но не отвечают за загрязнение почв.

В этом году, по ее мнению, ситуация усугубляется тем, что из-за небывало снежной зимы городу не хватает мощностей для уборки снега, в частности снегоплавильных камер. «Существующие камеры не справляются с таким количеством снега, снежные горы лежат по всему городу, увеличивается объем применения реагентов. И экологическая ситуация, реагенты и снегоплавильные камеры становятся звеньями одной цепочки», — отмечает Степаненко. Поэтому в разгар зимы надо «контролировать не состав реагентов, а их количество» и оперативно реагировать на факты передозировки.

«Это тот случай, когда больше не означает лучше. О чрезмерном применении реагентов мы слышим очень часто, особенно если речь идет об автомагистралях, где реагенты плавят снег. И стараемся реагировать — выясняем, что за подрядчик допустил передозировку, сообщаем в контролирующие органы, административную инспекцию. Но контроля, конечно, должно быть больше, в том числе и за тем, как и сколько реагентов рассыпается дворниками», – рассказала Степаненко.

Имеющиеся в городе мощности для утилизации снега увеличиваться не будут.

Этих мощностей достаточно для обычной зимы, с суммарным снеговым покровом в 152 см, рассказал Бирюков на субботней встрече с журналистами. По его словам, в городе работает 550 стационарных и мобильных снеготаялок (в прошлом сезоне их было 360, в позапрошлом – 280), позволяющих утилизировать 750 кубометров снега в сутки. «Этих мощностей хватает при одновременном выпадении не более 10 см снега, — добавил Собянин. – Создавать их дополнительно из расчета экстремальных ситуаций особой необходимости нет: убранный с улиц снег можно вывезти на временные пункты хранения. Иначе нам придется установить вдвое больше снегоплавильных пунктов в центре города. И жители выступят с категорическими возражениями».

Что касается техники, то, по оценке мэра, еще в полтора раза следует увеличить количество средств малой механизации, составляющее на данный момент 1345 единиц (это втрое больше, чем в прошлом году). Для городских организаций, которые берут на себя уборку около 30% территории столицы, к нынешнему сезону было закуплено дополнительно 2,9 тыс. единиц снегоуборочной техники (общий городской парк составляет около 7 тыс. единиц), рассказали журналистам. В целом, по данным мэрии, сейчас в городе работает 15,9 тыс. снегоуборочных машин (в прошлом сезоне их было 12 тыс., в позапрошлом – 10,2 тыс.).

Впрочем московские власти сделали выводы из нынешнего зимнего сезона: к следующей зиме будет внедрена тотальная система автоматического контроля за качеством уборки городских территорий, а существенная часть работ перейдет из частных рук к городским организациям.

Для организации контроля Собянин предложил объединить в единую систему видеокамеры, работающие в коммунальном секторе Москвы, а также в транспортном комплексе. «К сожалению, не все камеры включены в единую систему контроля уборки улиц, — посетовал мэр. — Сегодня поставлена задача, чтобы все камеры у транспортников были в эту систему включены. Например, у коммунальщиков нет своих камер на МКАД».

Обеспечить качественную уборку города возможно только при помощи жесткого контроля, отмечали чиновники. Сейчас проще отследить работу городских организаций. Так, система ГЛОНАСС установлена на 1,9 тыс. единиц городской снегоуборочной техники. За подрядными организациями следят с помощью 87 тыс. видеокамер (2,5 тыс. установлены в местах массового скопления людей, 14 тыс. – во дворах, остальные — в подъездах). Инспекторы ОАТИ уже не бегают по территории, а наблюдают за ней со своего рабочего места. «Около 50% штрафных санкций выставляются нами с помощью видеонаблюдения. Только за последнюю неделю мы выставили санкции почти на 10 млн рублей», — рассказал глава ОАТИ Дмитрий Семенов.

«Объем штрафных санкций в адрес недобросовестных подрядчиков за уборку города был значительно увеличен. Если в 2010 году он составлял 146 млн рублей, то по итогам 2012 года штрафы и недоплаченные средства нерадивым подрядчикам за уборку города составили 1,8 млрд рублей. В 2013 году санкции уже составили 460 млн рублей», — рассказал Бирюков, добавив, что в ушедшем году было расторгнуто 142 договора на уборку дворов, дорог и города в целом.

Сами эти договора в будущем должны претерпеть изменения: на конкурсах будут разыгрываться подряды не на отдельные виды работ (уборка дворов, скверов, дорог разных категорий), а на комплексную уборку территорий. По словам Собянина, проведение торгов по более крупным лотам на уборку улиц должно положительно отразиться на качестве работ. «Если коммерческие организации убирают город, надо разыгрывать более крупные лоты. Тогда это будет более комплексная уборка», — заявил градоначальник.

Кроме того, мэр отметил, что больше территорий для уборки будет отдаваться городским бюджетным организациям.

По его мнению, такие организации наиболее надежны, так как имеют свои базы, хорошо обеспечены современной техникой. К тому же они являются более управляемыми и подконтрольными. «Эти меры, включая меры контроля со стороны населения, в целом будут ситуацию менять в лучшую сторону», — заявил Собянин.