Маршрутки пойдут по расписанию

Столичные власти продолжают реформирование системы городского общественного транспорта

Столичные власти продолжают реформирование системы городского общественного транспорта. Вслед за новым «билетным меню» озвучены планы по введению новой модели управления общественным транспортом. По задумке мэрии, к середине 2014 года средний интервал движения наземного транспорта в часы пик сократится до 5—7 минут, расписание станет соблюдаться с высокой точностью, а городские перевозчики будут отвечать за некачественное обслуживание пассажиров рублем.

Во вторник на заседании столичного правительства руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов проинформировал собравшихся о ходе выполнения государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012—2016 годы». Одной из основных задач текущего года станет введение новой модели управления общественным транспортом. «Для повышения привлекательности общественного транспорта в 2012 году была разработана принципиально новая схема взаимодействия с перевозчиками наземного городского пассажирского транспорта. Основная инновация — ответственность перевозчика за выполнение расписания движения, безопасность и качество обслуживания пассажиров», — заявил Ликсутов.

В результате перехода на новую модель чиновники рассчитывают получить сокращения среднего интервала движения в час пик до 5—7 минут, обеспечить высокую точность выполнения расписания, а также снизить нагрузку на улично-дорожную сеть за счет постепенной замены автопарка на автобусы большей вместимости и жесткого контроля соблюдения интервалов движения. Добиваться этих результатов планируется путем оптимизации маршрутной сети, организации эффективной системы онлайн-контроля перевозчика и контроля местоположения автобуса с помощью системы ГЛОНАСС.

А также чисто экономическими методами: оплата деятельности перевозчика будет напрямую связана с соблюдением расписания и выполнением графика движения.

Сейчас, по словам Ликсутова, озабоченные исключительно выручкой перевозчики сами продают свои билеты и перед городом ничем не отвечают. Отсюда и нарушения расписания, и даже самовольное изменение маршрута. Еще одной серьезной проблемой Ликсутов назвал конкуренцию перевозчиков на маршруте. При новой схеме такого не будет, убежден он. Город будет платить частным перевозчикам покилометровую ставку, покупая их услуги на конкурсе. А вся выручка от продажи билетов пассажирам пойдет в бюджет города.

Госконтракты по новой схеме будут заключаться на семь лет, по оценке Ликсутова, за это время столичные перевозчики смогут окупить вложения в приобретение и модернизацию подвижного состава. Ко всем автобусам будут предъявляться единые требования по комплектации, комфорту и безопасности. В частности, к 2014 году весь наземный транспорт должен быть полностью приспособлен для инвалидов.

При этом компании будут рублем отвечать за качество обслуживания пассажиров: в случае нарушений требований к комфорту и безопасности пассажиров предусмотрено снижение суммы, причитающейся перевозчику по условиям выигранного конкурса.

Таким образом, качество перевозки пассажиров повысится за счет единой системы стандартов обслуживания, отметил Ликсутов. И, кроме того, новшество позволит распространить действие городских проездных билетов и льгот по перевозкам на общественном транспорте на все маршруты независимо от перевозчика.

Новая модель управления будет внедряться в три этапа, параллельно с оптимизаций маршрутов, рассказал Ликсутов. «В мае предполагаем запустить пилотный проект на одном маршруте, в сентябре — пилотный сектор, включающий несколько маршрутов, и ближе к концу года — развернуть модель на весь город», — рассказал Ликсутов. В качестве пилотного выбран маршрут автобуса № 22 «Улица 8 Марта — НАМИ».

В текущем году на наиболее оживленных остановках транспорта появятся электронные табло, информирующие пассажиров о времени прибытия очередного автобуса или троллейбуса. Уже выбраны первые 600 установок, где будут установлены такие информационные табло. На вопрос журналистов, не боятся ли власти вандалов, ломающих и менее ценные остановки, Ликсутов признался, что боятся, но решили рискнуть.

Не отказываются в мэрии и от планов по развитию велосипедной инфраструктуры.

В 2013 году планируется организовать 53 км велодорожек и создать 9,5 тыс. велопарковочных мест. Парковочные места для велосипедов преимущественно будут организованы вблизи транспортно-пересадочных узлов и точек максимального пассажиропотока. По словам Ликсутова, специальные места для велосипедов появятся и в общественном транспорте, на котором велосипедисты смогут совершать часть своего пути. Кроме того, столица приобретет несколько тысяч велосипедов для проката. На вопрос «Газеты.Ru», действительно ли в мэрии верят в перспективы велотранспорта в Москве, Ликсутов ответил, что все надо пробовать.

Обещают власти сделать более удобным для горожан и такси: сейчас обсуждается с ГИБДД вопрос об оснащении такси специальными желтыми номерами, рассказал Ликсутов. И к тому же, по его словам, городские такси приобретут единый облик. Начиная с 1 августа 2013 года разрешения на таксомоторную деятельность в столице будут выдаваться при наличии стандартной цветографической маркировки автомобиля.

Кроме того, в мэрии ожидают, что легальных такси станет больше (на сегодняшний день официальную лицензию имеют 24 тыс. машин). Планируется довести их число до 32 тыс., а количество стоянок для такси — до 500 (на сегодняшний день создано 200 стоянок для такси на 908 машиномест).

Как напомнил Ликсутов, летом вступил в действие федеральный закон, в соответствии с которым за отсутствие лицензии на работу такси взимают штрафы. Разрешение на осуществление таксомоторной деятельности в столице выдается бесплатно и действует в течение пяти лет на территории Москвы и Московской области. При этом легальные таксисты будут пользоваться правом бесплатной парковки, а также въездом на территорию аэропортов и вокзалов.

Напомнил Ликсутов и еще об одном, ранее уже широко освещенном новшестве — введении принципиально нового «билетного меню». Как уже сообщала «Газета.Ru», с 1 февраля в кассах подземки появится новый единый проездной на 5—60 поездок, подходящий для всех видов транспорта, а также 30-дневный безлимитный вариант. С 1 апреля вводится билет «90 минут», который позволит в течение этого времени единожды проехать на метро и неограниченное количество раз в наземном транспорте. Также появится «электронный кошелек» — пластиковая карточка с возможностью свободного пополнения баланса.

Между тем новое меню еще до своего появления вызвало недовольство и горожан, и гостей столицы, для которых оно будет наиболее неудобным. А правозащитники пообещали мэрии оспорить через суд отмену с 1 июля бумажных билетов на одну-две поездки и безлимитных билетов на метро.

В частности, в организации «Общественный контроль» продажу проездных билетов, действующих 90 минут, назвали навязанной услугой, поскольку пассажиру приходится автоматически платить за наземный транспорт, даже если он не планировал пользоваться автобусом. То же самое касается и с годовым безлимитным билетом на метро: его заменит билет, который будет действовать на всех видах городского общественного транспорта и стоить дороже на 6 тыс. рублей.

Отмена с 1 июля разовых билетов ущемляет права пассажиров метро, считают правозащитники, особенно тех, кто редко им пользуются. И в особенности людей, находящихся в Москве проездом: даже при заведении «электронного кошелька» человеку придется выложить за него залоговую стоимость в 50 рублей, а при желании вернуть сам «кошелек» и деньги — тратить время на поиски места, где это можно сделать.

В мэрии эти претензии называют надуманными. Как заявил журналистам Ликсутов, московские власти думают в первую очередь о большинстве населения города, которое получает возможность выбора наиболее удобного маршрута и билета. По его словам, нововведение снизит стоимость проезда для наиболее активных пассажиров и позволит избавиться от огромных очередей в кассы метрополитена. А что касается оплаты одной-двух поездок, то это можно будет сделать с помощью «электронного кошелька».