Учебники перепишут в пикселях

Со следующего учебного года в московских школах начнется эксперимент по введению электронных учебников

Со следующего учебного года в московских школах начнется эксперимент по введению электронных учебников. В столичном департаменте рассказали об итогах конкурса на разработку электронного контента и показали первые экспериментальные образцы e-пособий. Как школы обеспечат гаджетами для их чтения своих клиентов и сколько точно будут стоить электронные учебники, чиновники пока сказать не могут.

В четверг московский департамент образования отчитался об итогах конкурса по созданию электронных учебников. На эти цели правительство Москвы выделило 100 млн рублей при условии, что грант на один проект не может составлять более 5 млн рублей. Из 88 заявок было отобрано 20: одна для начальной школы, остальные 19 — для средней, причем по разным дисциплинам. Сейчас деньги решили выделить на 11 проектов учебных пособий для средней школы.

В числе проектов-победителей три оказались от издательства «Просвещение», один — от «Дрофы», остальных семерых победителей чиновники не назвали.

«У «Просвещения» и у «Дрофы» есть отделы электронных учебных пособий, поэтому им было проще. Остальные семь – это пары: полиграфисты и электронщики. Главная проблема была создать эту пару, потому что издатели не могли сделать соответствующее программное обеспечение, а у электронщиков не было нужного наполнения. Теперь плотина прорвана», — заявил «Газете.Ru» директор Учебно-методического центра по информационно-аналитической работе Александр Осин.

Электронные учебники предполагается начать апробировать в некоторых московских школах со следующего учебного года. Но, какие школы конкретно примут участие в эксперименте, ответственные лица не говорят.

Зато в качестве примера электронного учебного пособия журналистам был продемонстрирован учебник музыки с возможностью прослушивания музыкальных фрагментов и интерактивными заданиями вроде «Рассади в правильном порядке симфонический оркестр».

«Когда речь заходит об электронных учебниках и о его качествах, то многие говорят, что это «легкий портфель и удобство, но это качества не самого электронного учебника, а устройства, посредством которого можно пользоваться контентом. Суть электронного учебника в том, что книжный текст не только переводится в электронный, но и превращается в гипертекст: можно использовать разную навигацию, находить расшифровку необходимых фрагментов текста, если что-то непонятно. В электронном учебнике – необозримые возможности для использования иллюстраций, звука, видео, анимации: кликнул на слово — и появилось изображение. Можно совершать экскурсии по музеям мира, смотреть и слушать лекции лучших педагогов», — пояснил Осин.

Структура делится на три раздела: информационная часть, практическая часть с заданиями и аттестация пройденного, в рамках которой любой школьник может пройти самоаттестацию.

Руководство московского департамента образования ожидает, что конкурс не только позволит получить конкретные образцы электронных учебников, но и даст толчок развитию рынка электронного контента для школ, который пока что находится в зачаточном состоянии.

«Сигнала, что рынку это нужно, не было, и мы хотели такой сигнал дать», — заявил первый заместитель руководителя департамента образования Вениамин Каганов. По его словам, сейчас с разработчиками заключаются соглашения на доработку полных версий учебников. «К концу года мы получим полные материалы. И рассчитываем, что к началу следующего учебного года получим целый спектр пособий нового поколения, использование которых поможет по-новому организовывать работу ученика», — сообщил он.

Предполагается, что ученику нужно будет один раз купить электронный учебник — после чего это пособие можно будет использовать на всевозможных электронных носителях (то, что учебники должны работать на различных операционных системах, — одно из основных условий для конкурсантов).

Один из победителей конкурса, директор компании «Айреволюшн» Вячеслав Теренин не исключил, что для хранения и защиты от незаконного скачивания будут применяться «облачные» технологии, и школьники будут заниматься по электронным учебникам в режиме реального времени. «Учебник будет храниться в облаке, и ребенок с любого устройства сможет получать идентичный контент: на одном устройстве выполнил задание, оно сохранилось, дома открыл — и продолжил его выполнять», — говорит Теренин.

Сколько будет стоить электронный учебник, представители департамента образования сказать пока не могут.

Сначала электронные версии учебных пособий будут распространяться бесплатно. Потом, как заявил Вениамин Каганов, «рынок сам сформулирует цену», но, скорее всего, электронные учебники вряд ли будут стоить дороже обычных (сейчас школьные книги стоят примерно от 100 до 400 рублей). Между тем анонимный источник рассказал «Газете.Ru», что в настоящее время ведутся переговоры с Академией наук, чтобы создать бюджетную содержательную часть для электронных учебников — и вообще отказаться от контента издательств. «Можно заплатить один раз за содержание и потом пользоваться им бесплатно. Если это произойдет, то электронные учебники станут значительно дешевле полиграфических», — заявил эксперт. Официальных подтверждений этому получить пока не удалось.

Правда, чтобы пользоваться этими учебниками, у школьников дома и в школе должен быть если не планшет, то хотя бы ноутбук или компьютер. Каким образом школы смогут обеспечить каждому ученику по компьютеру, в департаменте образования сказать пока не могут. Будут ли для электронных учебников разрабатываться специальные устройства, тоже неизвестно.

Представители издательств не проявляют волнения по поводу возможной конкуренции.

«Еще длительное время в школе будут использоваться бумажные учебники: ни учебные заведения, ни сам продукт еще не готовы к повсеместному внедрению. По предварительным оценкам, основанным на анализе темпов развития технологий и обеспеченности школьников электронными носителями, в перспективе электронные учебники займут 15—20 процентов рынка. У нас печатные-то книги на 70 процентов приобретаются на родительские деньги, а где взять такие ресурсы, которые позволили бы всех учеников обеспечить гаджетами, – вопрос непростой», — прокомментировал ситуацию «Газете.Ru» директор ассоциации издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник» Борис Кузнецов.