«Спайс» сотрут с асфальта

В Мосгордуме предлагают ужесточить контроль за распространителями курительных смесей



В Мосгордуме предлагают ужесточить контроль за распространителями курительных смесей и спайсов

В Мосгордуме предлагают ужесточить контроль за распространителями курительных смесей и спайсов

de-cara-al-sol.livejournal.com
В Мосгордуме предлагают ужесточить контроль за распространителями курительных смесей. Начать решено с запрета рекламы на асфальте. Озаботиться проблемой столичные власти заставила в том числе «инициатива снизу»: не видя реакции правоохранительных органов, активисты все чаще начинают разбираться с продавцами самостоятельно. Сами правоохранительные органы методы общественности не одобряют.

В четверг в Мосгордуме прошел круглый стол на тему «Проблема законодательного регулирования распространения курительных смесей и «спайсов» в городе Москве». По мнению председателя комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы Людмилы Стебенковой, проблема принимает угрожающие масштабы. Каждое второе отравление «спайсом» заканчивается смертью. Привыкание к курительным смесям идет даже быстрее, чем к тяжелым наркотикам, а действие на организм непредсказуемо, заявила парламентарий.

Напомним, активное распространение «спайсов» началось в России в последние пять лет. Осенью 2008 года Роспотребнадзор даже выдал гигиенические сертификаты на «спайс», заявленный как благовоние: на анализ было представлено средство для ароматизации помещений под одноименным названием. Однако в продажу поступил совсем другой состав. Спустя пять месяцев Роспотребнадзор отозвал все выданные сертификаты на курительные смеси. Но ассортимент интернет-магазинов энтеогенов и курительных смесей от этого особенно не пострадал.

По словам Стебенковой, власти не успевают за производителями, оперативно меняющими химические формулы смесей, как только те появляются в списках запрещенных.

«До включения в обновленные списки модифицированные вещества легально и безнаказанно продаются как «курительные смеси», «спайсы». Нам нужно разработать юридические механизмы, которые позволили бы запрещать новые наркотические препараты быстрее, чем сейчас», — считает депутат.

По информации заместителя начальника управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Москве Александра Простокишина, за девять месяцев текущего года было совершено 163 преступления, связанных с распространением одурманивающих веществ, из незаконного оборота изъяты десятки килограммов смесей. Всего был исследован 231 образец продукции с одурманивающим эффектом (за прошедшие два года на экспертизу поступило около 300 образцов), при этом большая часть веществ не была запрещена. «Это были и соли для ванн, и другие бытовые предметы», — уточнил он.

Как рассказал Простокишин, когда в начале сентября пятеро студентов Академии водного транспорта, накурившись смеси, попали в больницу с отравлением, найти продавцов не составило труда.

«Мы задержали распространителей, но после исследования их товара мы извинились перед людьми и отпустили. То, что они продавали, не было внесено в список запрещенных веществ, — рассказал представитель ФСКН.

— Если мы сейчас не выработаем кардинальных мер, ситуация выйдет из-под контроля. Уже есть информация о том, что в некоторых регионах родители пострадавших от отравы детей выходят на улицу и сами разбираются с распространителями».

По его мнению, для решения этой проблемы необходимо прежде всего дать четкое определение аналогам психотропных и наркотических веществ и утвердить механизмы их исследования, изъятия и запрета. А также наделить соответствующие ведомства правом вводить временное ограничение оборота сомнительного вещества до внесения его в списки запрещенных. Кроме того, следует внести изменения в законодательство, установив ответственность за распространение и склонение к потреблению не только наркотических и психотропных веществ, но и их аналогов.

Властям города, на территории которого распространяется реклама, представитель ФСКН рекомендовал приравнять рекламу на асфальте, как портящую имущество, к мелкому хулиганству. А также усилить видеонаблюдение в местах активного ее нанесения.

Пока депутаты и эксперты раздумывают над этими механизмами, активисты «на местах» все чаще начинают «разбираться» с продавцами самостоятельно.

Возглавить инициативу и перевести ее в относительно мирное русло решили в союзе муниципальных депутатов «Лига молодых». Об опыте общественной организации «Стоп-наркотик», организовавшей систему сбора информации о пунктах продажи опасных средств, рассказал на заседании депутат муниципального собрания района Чертаново Центральное Сергей Полозов.

Продаются и рекламируются «спайсы» совершенно открыто, рассказал Полозов: рекламу можно встретить не только на городском асфальте – смеси заказываются по интернету с доставкой на дом, приобретаются у метро, в торговых точках, клубах. При этом, как правило, смеси продаются в виде корма для рыб, соли для ванн и других безобидных вещей. На упаковке расписаны различные предостережения: содержимое пакета нельзя употреблять в пищу, а если попало в глаза, их следует срочно промыть. В итоге привлечь к ответственности продавцов дурмана законными способами трудно.

По словам Полозова, собрав информацию с одной только рекламы на асфальте, активисты за месяц составили базу из 120 телефонов дилеров.

Поставив программу автонабора, они добиваются того, чтобы эти телефоны были все время «заняты» и недоступны для потенциальных покупателей. Кроме того, в базе имеются фотографии, сделанные возле мест распространения отравы. Обращаясь в полицию и другие контролирующие органы, организация добивается, чтобы реализующая смеси торговая точка была закрыта под любым возможным предлогом. «Сейчас ситуацию в своих районах контролируют 11 муниципальных депутатов, — рассказал Полозов. – Но мы хотим, чтобы это было дело не только активистов, но и правоохранительных органов».

Сами правоохранительные органы не одобряют методы «общественности».

Как заявил начальник управления уголовного розыска столичного ГУ МВД Александр Трушкин, «не совсем правильно» демонстративно заливать краской торговые ларьки, не говоря уже о случаях самосуда. Не видит представитель полиции смысла и во временном ограничении на продажу смесей – его никто не станет выполнять. «Это же не легальная торговля колбасой, — пояснил он. – Любое запрещенное вещество все равно будет продаваться, пока за это не будет грозить серьезная ответственность. Проблему надо срочно решать на законодательном уровне».

С этим согласны и представители городского здравоохранения. «Вопрос в большей степени лежит в юридической и законодательной плоскости, — заявил заместитель директора Московского научно-практического центра наркологии Олег Бузик. — Это прямой вред безопасности нации. Можно сколько угодно ругать полицию и медиков, говорить о том, что каждое ведомство тактически должно делать на своем месте, но толку не будет. Проблему надо решать стратегически: смеси должны быть под запретом, а ответственность за их распространение должна быть не административной, а уголовной. Поймали дилера – надо его судить.

Привезли что-то сомнительное из Китая — немедленно экспертиза и нота протеста правительству. Пусть китайцы у себя разбираются и принимают меры».

Подводя итог дискуссии, председатель Мосгордумы Владимир Платонов поблагодарил неравнодушных москвичей за то, что они уже включились в борьбу с этим злом: «Преступления совершаются там, где есть экономическая выгода. Борьба с преступниками – общегосударственная задача».

В итоге депутаты решили ужесточить контроль за распространителями рекламы на асфальте. Как заявил председатель комиссии по законодательству Александр Семенников, соответствующие меры ответственности следует четко прописать в городском кодексе об административных правонарушениях. А Платонов заявил, что реклама на асфальте является «грязью» и коммунальные службы должны поступать с ней, как в случаях с нецензурщиной. «Удаление такой рекламы позволит убрать главный канал коммуникации по распространению этого дурмана», — поддержала коллег Стебенкова.

Между тем на московскую рекламу на асфальте не раз обращала внимание ФАС. Еще в декабре прошлого года ведомство заявило о необходимости регламентировать распространение в столице подобного вида рекламы и предложило городским властям обсудить проблему привлечения к ответственности ее распространителей, тем более что такой опыт имеется в других российских регионах. Так, в Барнауле правилами благоустройства города запрещено нанесение надписей на асфальте, а также на заборах, инженерных сооружениях, фонарных столбах, опорах рекламных конструкций и деревьях.