Оглашение приговора по второму процессу о беспорядках на Манежной площади 11 декабря 2010 года проходило в режиме повышенных мер безопасности. Перед зданием суда как минимум за час до приговора, назначенного на 11.30, уже дежурили три автозака, нашпигованных сотрудниками полиции. Судебные приставы встречали посетителей у входа в суд, который был оккупирован телевизионщиками, и пускали внутрь исключительно по трое. Представители телеканалов в итоге выстроились стеной у зала заседания в ожидании обвиняемых, двое из которых все это время ходили прямо перед ними. Смешавшись с журналистами и операторами, скромно ожидал суда находящийся весь процесс под подпиской о невыезде болельщик «Спартака» Григорий Бильченко, который пришел на собственный процесс в коротких спортивных шортах, кроссовках и поло. Другой подсудимый, самарский фанат Виталий Васин, который, как и Бильченко, находился под подпиской, прятался от журналистов на улице, сильно натянув на лоб козырек кепки. Бильченко и Васина пустили в зал вместе с представителями «пишущей прессы», а Николая Двойнякова и Владимира Кирпичникова завели чуть позже в сопровождении конвоиров и судебных приставов.
Судья Светлана Ухналева начала зачитывать приговор. Первым делом она огласила постановление, которое снимало с Виталия Васина обвинение в разжигании межнациональной розни к социальной группе «нерусские» (ч. 1 ст. 282 УК РФ), как недоказанное: на этом в ходе прений настаивал и прокурор Алексей Смирнов.
С квалификацией преступлений, которые совершили молодые люди, Ухналева также полностью согласилась.
Самое строгое наказание получил Владимир Кирпичинков — три года в колонии общего режима. Николая Двойнякова приговорили к двум годам в колонии общего режима, а Васин и Бильченко заслужили снисхождения: они приговорены к трем и двум годам условно с испытательным сроков в пять и три года соответственно.
«Суд признает доводы обвинения исчерпывающими, а вину подсудимых в инкриминируемых преступлениях полностью доказанной», — заявила судья. Ухналева, по сути, повторила обвинительное заключение Алексея Смирнова.
Владимир Кирпичников, которого уже как-то безуспешно пытались привлечь к уголовной ответственности за «причинение по неосторожности тяжких телесных повреждений в составе группы лиц», признан виновным в призывах к массовым беспорядкам» (ч. 3. 212 УК) и возбуждении ненависти (ч. 1 ст. 282 УК).
Кирпичников, как установил суд, не менее трех раз ударил плечом сотрудника ОМОН и пытался прорвать оцепление. Одновременно он скандировал лозунги. «Россия для русских, Москва для москвичей!», «Мусора — позор России!», «А ну-ка, давай-ка, нецензурно отсюда!», — зачитывала Ухналева. (По свидетельствам очевидцев, во время беспорядков на Манежной площади кричали «А ну-ка, давай-ка, у****ай отсюда!».) Тем самым, делала вывод судья, обвиняемый призывал к неподчинению сотрудникам полиции, массовым беспорядкам и разжигал рознь к представителям социальной группы «нерусские». Адвокат Кирпичникова на предыдущих заседаниях утверждала, что у ее подзащитного не было умысла нанести телесные повреждения омоновцам, а националистические лозунги он выкрикивал, находясь в трансе и под влиянием толпы.
Николая Двойнякова, который ранее неоднократно привлекался к административной ответственности, признали виновным в участии в массовых беспорядках (ч. 3 212 УК) и применении неопасного насилия по отношению к представителям власти (ч.1 ст. 318 УК).
Двойняков, по версии обвинения, с которым полностью согласилась судья, бросал в бойцов металлическое заграждение, куски залежавшегося снега и елочные игрушки, понимая, что таким образом он мог нанести серьезные травмы. Двойняков делал все это, напомнила Ухналева, вместе с Кириллом Унчуком, Игорем Березюком, Русланом Хубаевым, Леонидом Паниным и Александром Козевиным — осужденными по первому процессу о беспорядках на Болотной площади. Адвокат Двойнякова настаивала, что доводы обвинения основаны, по сути, на идентичных свидетельствах самих омоновцев, а потому не могут быть признаны исчерпывающими, но судья мнение защитника, как показал приговор, проигнорировала.
Виталий Васин, по версии суда, заслуживает наказания за призывы к массовым беспорядкам (ч. 3. ст. 212), хулиганство с применением оружия (он был замечен на площади с травматическим пистолетом), а также за неопасное применение насилия к полицейским (ч. 1 ст. 318 УК).
Появившись около 15.00 на Манежной площади, Васин достал травматический пистолет «ТТ-Лидер» и трижды выстрелил в воздух, а потом с помощью оружия попытался прорвать оцепление. Он наставил пистолет на одного из бойцов ОМОНа, но к тому подоспела подмога: в итоге ТТ выбили из рук Васина, а его самого задержали. Позже выяснилось, что Васин уже привлекался к уголовной ответственности: он прострелил щеку молодому человеку в одном из клубов Самары.
Помощник бармена в одном из московских сетевых кафе Григорий Бильченко признан виновным в тех же преступлениях, за совершение которых к реальному сроку наказания приговорили Николая Двойнякова. Единственное, что спасло Бильченко, это то, что 11 декабря 2010 года он еще был несовершеннолетним. На многочисленных фото- и видеосъемках, заявила судья, было видно, как Бильченко размахивает фанатским шарфом и кидает в омоновцев елочные игрушки. Одному из бойцов осужденный попал «фрагментом от искусственной ели» по шлему.
Вынося решение, суд учитывал, что все осужденные частично признали свою вину и раскаялись. Светлана Ухналева также вспомнила, что у Двойнякова на иждивении маленький ребенок, а Васин болеет сахарным диабетом. Приговор в отношении Кирпичникова и Двойнякова вынесен с учетом срока, который они отсидели в СИЗО, — это практически год.
Алексей Смирнов, который после инцидента с представителем «Другой России» Матвеем Крыловым, облившим обвинителя водой, теперь приходит на суды в сопровождении охранников, заявил, что полностью доволен решением Ухналевой. «Приговор практически полностью отражает обвинительное заключение», — отметил Смирнов, стоя на ступеньках Тверского суда.
Григорий Бильченко также оказался доволен исходом процесса.
«Я думал, что четыре года дадут», — заявил Бильченко «Газете.Ru».
Он заверил, что больше не будет ходить на несанкционированные акции протеста, а сконцентрируется на занятиях футболом и поездках на матчи «Спартака».
«В Питер вот собираюсь на выезд», — рассказал о своих планах Бильченко. Обжаловать приговор он не собирается. Планы других осужденных пока неясны. Единственным адвокатом, который пришел на оглашение приговора, была защитница Николая Двойнякова, но она отказалась от комментариев.