«Вопросы есть к обоим капитанам»

В столкновении катера и сухогруза в Санкт-Петербурге винят экипаж речного трамвайчика

В Санкт-Петербурге прогулочный катер столкнулся с сухогрузом и затонул. На борту катера было 15 человек, их всех спасли. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Вопросы у следствия есть к обоим капитанам. В администрации города говорят о необходимости запретить движение прогулочных судов по Неве в ночное время, когда разведены мосты и по реке идут караваны большегрузных кораблей.

В среду в Санкт-Петербурге прогулочный катер «Росси» столкнулся с сухогрузом «Келарви». Авария произошла около 2 часов ночи. Мосты были разведены, и по фарватеру двигался караван судов. Сухогруз «Келарви» был головным судном каравана. Он шел по Неве по направлению от Дворцового к Литейному мосту. Пассажирский катер поворачивал на реку Фонтанку и каким-то образом оказался на пути сухогруза. Теплоход врезался в корму катера сбоку. От сильного удара речной трамвайчик, перевозивший 13 человек (плюс два члена экипажа), перевернулся и начал тонуть.

Катер скрылся под водой за несколько минут.

«Часть людей вплавь добралась до берега, других подобрали находившиеся в непосредственной близости от места происшествия прогулочные суда, — сообщили «Газете.Ru» в управлении МЧС Санкт-Петербурга. — 12 человек были отправлены каретами «скорой помощи» в лечебные учреждения города для диагностики».

В Мариинской больнице, куда доставили десять пассажиров катера, «Газете.Ru» рассказали, что серьезных травм у поступивших нет. Медики зафиксировали у пациентов шок, ушибы и переохлаждение.

По словам источника «Газеты.Ru» в правоохранительных органах, на борту катера «Росси» находились семь женщин и шесть мужчин в возрасте от 22 до 28 лет. Почти половина — жители Санкт-Петербурга. По предварительной информации, компания отмечала день рождения.

«Все фирмы, организующие речные прогулки, теперь ждут большие проверки, — сказал собеседник. — По идее, могла быть большая трагедия.

Пассажиров спасло только то, что они находились на верхней палубе катера. Надо благодарить людей на других катерах и на берегу. Многие прыгали в воду, чтобы спасти тех, кто тонул, ведь они даже спасательные жилеты не успели надеть, капитаны других катеров не побоялись поближе подойти, чтоб людей вытащить».

С рассветом, когда закончился проход по Неве большегрузных судов, водолазы МЧС спустились к затонувшему судну. Оно лежало на глубине десять метров. Спасатели увидели несколько пробоин на корпусе. Позднее на место происшествия прибыл плавучий кран «Черноморец». Достать катер со дна оказалось непросто: в Неве на этом месте сильное течение. Около 11 утра катер застропили и подняли на поверхность. «Вес судна большой, около 20 тонн, — рассказал «Газете.Ru» и. о. начальника управления МЧС по Санкт-Петербургу Алексей Аникин. — Пришлось проводить откачку воды из затопленного судна и постепенно поднимать его на борт крана».

К 14.00 «Росси» погрузили на понтон и доставили на Петроградскую набережную. Теплоход «Келарви» встал на рейд в районе Рыбацкого. На его борту весь день работали следователи северо-западного транспортного управления Следственного комитета России (СКР). Они опрашивали экипаж.

По предварительной версии, экипаж прогулочного катера нарушил правила безопасности движения и эксплуатации водного транспорта.

Однако следователи не исключают и «профессиональных ошибок в управлении сухогрузом».

«Вопросы и претензии есть к обоим капитанам, — говорят в управлении СКР. — Дело возбуждено по факту, а не в отношении кого-либо. Это статья 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей).

Сотрудники транспортной полиции также провели опрос пострадавших и капитана затонувшего судна. «Капитан пояснил, что во время движения по акватории Невы у дома 2А по Дворцовой набережной он в последний момент заметил надвигающуюся на теплоход баржу, — сообщил представитель управления ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. — Справиться с управлением ему не удалось, в результате чего и произошло столкновение и опрокидывание теплохода».

В свою очередь, лоцман и капитан сухогруза говорят, что просто не увидели катер. Из-за высокого борта сухогруза катер оказался в слепой зоне.

Собственное расследование аварии начал и Ространснадзор. Ведомство уже опубликовало предварительный вывод на официальном сайте: «Капитан теплохода «Росси» нарушил требования безопасности судоходства и вышел на основной судовой ход в момент прохождения каравана судов, следовавших в разводку мостов». В Ространснадзоре отметили, что капитаны других судов, как и «Росси», принадлежащих ООО «Альбатрос», ранее уже штрафовались за нарушения правил вождения. В частности, они вели катера под пролет Дворцового моста под красные запрещающие огни.

Не исключено, что в момент столкновения катер получил пробоину в топливном баке и топливо вылилось в Неву.

Каждую навигацию на Неве происходят аварии с участием сухогрузов и катеров. Из-за большого количество речных аварий в Петербурге даже появилась городская легенда, утверждающая, что из-за сдвигов в земной коре под Ладожским озером скорость течения Невы увеличилась на несколько километров в час, а экипажи судов не успели привыкнуть к новым условиям проводки под мостами. Заместитель директора по научной работе Государственного гидрологического института Зураб Копалиани заявил «Газете.Ru», что все разговоры об увеличении скорости течения — «детские утверждения». «Нева как текла в своем режиме со скоростью 1 метр в секунду плюс-минус 0,2 метра, так и течет, надеемся, так будет и дальше. Для реки это мало», – сказал Копалиани.

Власти тем временем намерены ужесточить контроль над частными судами.

В Смольном говорят, что знают причины речных аварий.

«На самом деле все просто, — считает источник «Газеты.Ru» в Смольном. — Ночью в акваторию Невы выходит безумное количество этих прогулочных корабликов с туристами. Все хотят посмотреть разводку мостов с воды. В это же время начинается проводка большегрузных судов. Конечно, правила водного движения по Неве в данный момент времени регламентированы законом. Вообще, законов и правил движения по внутренним речным путям вообще много. Но капитаны катеров часто их игнорируют. Запретить ночные плавания мы не можем: это законодательство федеральное. Но у нас есть полиция, в которой целое подразделение на катерах контролирует движение маломерных судов, есть целая инспекция по маломерным судам. Будем совместно с ними решать этот вопрос».

В акватории Невы в Санкт-Петербурге происшествия с судами нередки. В июле 2002 года литовский сухогруз «Каунас» с грузом металла в 4 часа утра столкнулся с опорой Литейного моста. После удара сухогруз полностью затонул. В мае 2003 года прогулочный катер получил пробоину, врезавшись в опору одного из мостов. В мае 2005 года теплоход «Енисей», следовавший из Вологды в Финляндию с грузом леса, врезался в опору моста Александра Невского. Мост повреждений не получил, движение по нему не закрывалось. «Енисей» получил подводную течь и был отбуксирован к берегу. В том же году судно «Невский-22» шло по течению, когда у него внезапно отказал руль, и рубка судна задела левобережную разводную опору Тучкова моста. Затем корабль понесло дальше, и он врезался в дебаркадер «Макаров», сорвав несколько силовых кабелей. Еще через год танкер «Иркутск», шедший из Ярославля, во время ночной навигации на Неве врезался в опору Троицкого моста. В результате аварии сильно повредило часть корпуса судна, произошел частичный разлив нефти. По предварительной оценке, в Неву попало около тонны нефтепродуктов.