В среду в Московском окружном военном суде был оглашен приговор по делу о томографах, которые закупались по завышенной цене. Судья признал подсудимого — экс-начальника военно-медицинского управления Минобороны РФ генерал-майора Александра Белевитина — виновным в служебных злоупотреблениях и получении крупных взяток при закупке медоборудования. Он был приговорен к восьми годам лишения свободы, а также к штрафу в размере 900 тысяч рублей, сообщает РАПСИ. По обвинению в хранении более сотни мелкокалиберных патронов, которые были якобы обнаружены в сейфе Белевитина, суд его оправдал, объявив, что бывший главный военный медик непричастен к находке. Кроме того, осужденный был лишен воинского звания «генерал-майор» и права занимать должности на госслужбе сроком на три года.
Также суд постановил конфисковать имущество Белевитина на сумму полученных взяток — почти 7 млн рублей.
«Сегодня также был оглашен приговор второму фигуранту дела — заместителю Белевитина, полковнику медицинской службы запаса Алексею Никитину», — пояснила «Газете.Ru» пресс-секретарь суда Ирина Жирнова.
По мнению следствия, он выполнял роль посредника. Никитин ранее давал признательные показания, а выступление своего начальника, отрицавшего вину, он слушал, повернувшись к тому спиной. В итоге суд снял с Никитина обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями. Он был признан виновным в посредничестве при передаче взяток. Суд приговорил его к штрафу в 1,7 млн рублей. Он также был лишен права занимать должности на госслужбе сроком на три года. Кроме того, у него будет конфисковано имущество на сумму полученных им взяток — 15 тысяч евро. Никитин был освобожден из-под стражи в зале суда.
Минобороны планировало истребовать с обвиняемых причиненный ведомству ущерб на сумму 51 млн рублей. Однако суд отказал в удовлетворении иска, пояснив, что «размер и основание иска не нашли подтверждения».
Следователи утверждали, что Белевитин, ставший главным военным медиком в июле 2009 года, уже через месяц решился на аферу с томографами. Тогда же генерал-майор предложил Никитину вступить в сговор с целью нажиться на сделке. Белевитин поручил бывшему замминистра здравоохранения Алексею Вилькену подыскать коммерческую организацию, которая продаст два томографа за 150 млн рублей при их рыночной стоимости в 105 млн. Фирме гарантировалась сделка по столь выгодной цене, а взамен чиновники требовали взятку. Все переговоры Белевитин проводил в своем кабинете. Вскоре Вилькен сообщил, что директор индийской фирмы «Дина Интернешнл», поставляющей медоборудование марки Philips, согласен на эту сделку. В сентябре 2009 года Белевитин дал указание своим подчиненным — главному рентгенологу ГВМУ Минобороны Геннадию Труфанову и начальнику 3-го управления ГВМУ полковнику Константину Красавину — внести изменения в документацию. Труфанов внес изменения в медико-технические требования, которые соответствуют томографам, поставляемым фирмой «Дина Интернешнл» (эти требования для него подготовил Никитин), а Красавин подготовил письмо к министру обороны с просьбой дать согласие на закупку необходимого оборудования. В итоге был открыт аукцион, а начальная цена лота объявлена в 120 млн рублей. Два томографа предназначались для окружного военного клинического госпиталя № 1586 в Подольске.
Белевитин по телефону поручил Труфанову заключить контракт с «Дина Интернешнл». В 20-х числах марта 2010 года директор фирмы передал военным первые 10 тысяч евро, которые Вилькен отдал Никитину в ресторане «Балчуг» в конверте, завернутом в прозрачный файл. Через месяц Вилькен отдал Белевитину еще 110 тысяч евро.
Таким образом, по данным следствия, Белевитин и Никитин получили 120 тысяч евро (4,6 млн рублей) в качестве взятки. На эти деньги генерал-майор отремонтировал дом тещи в Ленинградской области, а Никитин купил автомобиль Audi бизнес-класса.
По аналогичной схеме был куплен третий томограф в тот же период времени. На этот раз сделка была заключена с руководителем представительства компании «Рослинмедикал» Леоном Зильбером на 67,9 млн рублей, хотя рыночная стоимость техники составляла 30,4 млн рублей. В качестве вознаграждения военные потребовали 5% от суммы сделки. Томограф марки Toshiba предназначался Военно-медицинской академии имени Кирова, которую возглавлял Белевитин. В мае-июне 2010 года Зильбер заплатил Белевитину и Никитину 60 тысяч евро (2,8 млн рублей). Генерал-майор отремонтировал свою квартиру, а его заместитель купил еще одну Audi и квартиру в Санкт-Петербурге.
Белевитин во время судебного процесса утверждал, что его оговорил Алексей Вилькен. В сентябре 2011 года Вилькен был приговорен к трем годам лишения свободы условно.
Он был одним из фигурантов дела о мошенничестве, по которому главным обвиняемым проходил экс-начальник департамента контрольного управления (КУ) президента РФ Андрей Воронин. Последний использовал скандал с закупкой томографов по завышенным ценам и попытался запугать производителей медоборудования и вынудить дать взятку, сообщив им, что в России якобы создан «черный список» поставщиков техники. За исключение из списка Воронин потребовал от ряда компаний по $1 млн. Заминистра Вилькен выступал как посредник, а также гарант исполнения сторонами обязательств. После ареста Вилькен рассказал следователям о других случаях закупки томографов по завышенным ценам. Благодаря его показаниям были задержаны Белевитин и Никитин. Вилькен сообщил следствию, что лично передал генералу в общей сложности €120 тысяч от руководства ЗАО «Дина Интернешнл». Когда бывший замминистра вышел на свободу, он был взят под госзащиту. Это было решено на основе справки из ФСБ, согласно которой генерал Белевитин перед арестом в своих телефонных переговорах якобы обсуждал варианты убийства бывшего замминистра.
В свою очередь, адвокат Белевитина Надежда Дуванская не раз заявляла, что ее клиент стал жертвой оговора. Защита намерена обжаловать приговор.