Кущёвский районный суд в четверг вынес приговор третьему фигуранту дела о массовом убийстве в краснодарской станице Кущевская, ближайшему соратнику лидера местной банды, экс-депутату райсовета Кущевской от «Единой России» Сергею Цеповязу, обвиняемому в сокрытии убийства 12 человек, в том числе четырех детей.
Процесс был открытым, но на оглашении решения суда слушателей было немного, зато присутствовала супруга обвиняемого, уточнили в пресс-службе суда.
Согласно приговору, Цеповяз, будучи заместителем Надежды Цапок — директора ООО «Артекс-Агро» и матери лидера банды Сергея Цапка, и находясь в дружеских отношениях с ее сыном, попытался уничтожить улики, указывающие на причастность к массовому убийству членов группировки. Цеповяз, «действуя с прямым умыслом» и «из личной заинтересованности, руководствуясь желанием сохранить место работы, а также из ложного чувства товарищества» днем 8 ноября 2010 года попытался сжечь в поле на окраине Кущевской документы — лимитно-заборные ведомости и журнал выдачи топлива автозаправочной станции ООО «Артекс-Агро», обнародовали детали обвинения в суде. Следователи нашли обгоревшие обрывки бумаги и направили их на криминалистическую экспертизу. Выяснилось, что Цеповяз выдал топливо члену банды Сергею Корпенко. Экспертиза установила идентичность топлива этой АЗС и бензина, который использовался при поджоге дома фермера Сервера Аметова 6 ноября 2010 года. При этом Цеповяз, подчеркивается в обвинении, не входил в банду Цапка — из-за этого Цеповяз, который поначалу был задержан вместе с остальными фигурантами «кущевского дела», уже давно находится не в изоляторе. Как только следствие получило данные о непричастности Сергея Цеповяза к массовому убийству, обвиняемому изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Было также учтено неудовлетворительное состояние его здоровья.
Слушания начались во вторник, 29 мая.
Дело рассматривалось в особом порядке: обвиняемый заключил соглашение со следствием — признал вину и дал обличающие показания на подельников.
Особый порядок значительно ускоряет судопроизводство, поскольку доказательства обвинения не исследуются и не производится допрос свидетелей. Закон в этом случае ограничивает наказание подсудимому — оно не может превышать 2/3 от максимального срока. Вменяемая Цеповязу ст. 316 УК (укрывательство особо тяжкого преступления) предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до двух лет. С учетом ограничений, наложенных особым порядком судопроизводства, гособвинение могло просить суд приговорить Цеповяза к одному году и четырем месяцам.
Но прокуроры предпочли альтернативное наказание реальному сроку. Согласно внесенным в декабре 2011 года в Уголовный кодекс изменениям, «за совершенное впервые преступление небольшой тяжести наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при наличии отягчающих обстоятельств». Следствие и суд в деле Цеповяза таких обстоятельств не нашли. Во вторник прокурор попросил оштрафовать Цеповяза на 200 тыс. рублей.
В четверг судья Виктор Ананич признал Сергея Цеповяза виновным в «заранее не обещанном укрывательстве особо тяжкого преступления» и в качестве наказания назначил штраф в размере 150 тыс. рублей.
«Суд согласился с мнением гособвинителя… и приговорил к наказанию в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей, однако в связи с тем, что в ходе разбирательства подсудимый находился под стражей, размер штрафа уменьшен до 150 тысяч рублей», — пояснили после суда в областной прокуратуре. В Новороссийском СИЗО подсудимый пробыл с 17 ноября 2010 года по 6 июля 2011 года.
Супруга подсудимого, заслушав приговор, расплакалась и обняла Цеповяза.
Решение суда вызвало негодование пользователей соцсетей. Данила Линдели, пресс-секретарь депутата Ильи Пономарева и общественный активист, напомнил в Twitter: «Генерал ФСИН Владимир Жидков был осужден на 5 лет условно за сокрытие убийства четырех заключенных. Цеповяз —150 тысяч рублей за 12 человек». А Алексей Навальный напомнил своим читателям о прошлогоднем заявлении губернатора Краснодарского края: «Ну что, ждём отставки Ткачёва. «Вести.Ru»: Губернатор Ткачев: если убийцы 12 человек откупятся от наказания, я уйду».
Александру Ткачёву пришлось отвлечься от краснодарской «Недели дизайна», которую он посещал в четверг, и разъяснить решение суда.
В своем микроблоге губернатор ответил: «Всем, кто, не разобравшись, «поднимает волну», поясняю: Цеповяз и Цапок — это разные люди», — и отметил, что «Цеповяз не принимал участия в убийстве, но укрывал преступников в своем доме». «В то же время считаю приговор недопустимо мягким и рассчитываю, что он будет опротестован прокуратурой в вышестоящем суде», — написал он в третьем сообщении на эту тему, после чего вернулся к «Неделе дизайна».
Вечером в четверг региональная прокуратура была недоступна для комментариев. Впрочем, представитель гособвинения еще в суде заявил, что «считает приговор законным и обоснованным», передает агентство РАПСИ.
К настоящему моменту по делу о массовом убийстве в Кущевской приговорены к длительным срокам два члена банды Цапка — Андрей Быков и Вячеслав Рябцев. Оба, признав вину, заключили досудебное соглашение со следствием, в связи с чем их дела были выделены в отдельные производства. Двое их подельников покончили жизнь самоубийством: в июне 2011 года в краснодарском СИЗО № 1 повесился Виталий Иванов, 1 августа после попытки самоубийства скончался 25-летний Сергей Карпенко. Суда ждут еще восемь человек: Сергей Цапок, Николай Цапок (дядя Сергея), Владимир Запорожец, Игорь Черных, Владимир Алексеев, Алексей Гуров, Евгений Гуров и Вячеслав Скачедуб.