Самолет упал на левый двигатель

Опознаны 13 погибших на месте крушения самолета АТР-72 под Тюменью

Самолет АТР-72, разбившийся под Тюменью, после взлета поднялся в воздух на 200 метров, после чего его сначала накренило вправо, а затем влево. Двигатели работали вплоть до столкновения с землей. Выполняя вынужденную посадку, самолет задел левым двигателем поверхность земли, после чего развалился на части. Таковые первые результаты расследования и расшифровки «черных ящиков». Опознаны 13 из 31 погибшего в авиакатастрофе.

В том, что разбившийся под Тюменью самолет АТР-72 № VP BYZ не был подготовлен к полету в сложных метеоусловиях, могут быть виноваты инженерно-технические службы авиакомпании «ЮТэйр», а не аэропорт. Об этом «Интерфаксу» сообщил источник в оперативном штабе по ликвидации последствий авиакатастрофы. «Инженерно-технические службы авиакомпании перед полетом должны подготовить соответствующим образом самолет, в том числе при необходимости обработав его антиобледенительными реагентами, — сказал он. — Аэропорт же предоставляет техническую возможность, то есть машины для этого».

По словам источника, все самолеты, за исключением разбившегося, вылетевшие из аэропорта Рощино в понедельник, обрабатывались перед вылетом антиобледенительными реагентами.

«Накануне злополучного вылета всю ночь шел мокрый снег, который прекратился только к утру. В этих условиях самолеты должны обрабатываться антиобледенительными реагентами. Эта услуга в аэропортах всегда платная. Почему это не было сделано — предстоит выяснить следствию», — сказал он. В пресс-службе авиакомпании «Газете.Ru» отказались комментировать эту информацию.

Во вторник утром Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сообщил предварительные результаты расшифровки «черных ящиков» разбившегося самолета.

Как сообщили в МАКе, после взлета самолет поднялся в воздух примерно на 210 метров, после этого его накренило на правый бок больше чем на 35°, затем возник левый крен — он был больше 50°. При этом двигатели лайнера работали вплоть до столкновения с землей, говорят в МАКе.

В Следственном комитете России сообщили, что при наборе высоты борт уклонился влево от курса на 150° и, выполняя вынужденную посадку с наклоном влево, задел левым двигателем поверхность земли, после чего развалился на части. Очевидец ранее рассказал «Газете.Ru», что у самолета дымился правый двигатель.

Информацию о параметрах взлета самолета, работе его систем и радиопереговорах экипажа сейчас изучают специалисты МАКа. Источник РИА «Новости», близкий к расследованию, утверждает, что полет длился 40 секунд и пилоты не могли успеть сообщить, были ли на судне какие-либо неисправности.

Летчик-испытатель Александр Акименков сомневается, что полет мог длиться 40 секунд. По его мнению, борт в воздухе находился около 7 минут.

«За 40 секунд он бы упал сразу за полосой. Самолет оторвался от земли, набрал 200 метров. Отрыв от земли — это самый критический момент, и он его преодолел, — сказал эксперт «Газете.Ru». — Была на земле нанесена противообледенительная жидкость или нет — разница небольшая: она в любом случае на взлете была бы снесена потоком воздуха. Что-то случилось после взлета. Кроме обледенения сложно что-то предположить, и процесс обмерзания шел в полете и длился примерно три-пять минут».

«Единственной причиной могла быть неэффективность работы противообледенительной системы самолета», — говорит он. По словам эксперта, именно из-за плохой работы противообледенительной системы от АТР-72 отказались на севере США и в Канаде.

В «ЮТэйр» приняли решение не возобновлять полеты ATR 72-200 до окончания расследования, говорится в сообщении на сайте компании. «Сомнений в исправности самолета на сегодняшний день нет, решение принято с психологической точки зрения. На графике полетов введенные ограничения не скажутся, полеты будут выполняться на пятнадцати самолетах ATR 72-500 производства 2011 года», заявил гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов.

По уголовному делу, возбужденному по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), назначена 31 судебно-медицинская экспертиза, говорят следователи. Все экспертизы проведут в бюро судмедэкспертизы в Тюмени. Так, судмедэкспертиза подтвердила, что в крови пилотов алкоголя не было. На месте происшествия, в аэропорту «Рощино» и в морге работают 38 следователей и руководителей следственных органов, 16 следователей-криминалистов. Следователи провели 13 опознаний, допросили и признали потерпевшими 12 человек, один родственник допрошен в качестве свидетеля (возможно, это брат командира борта Александр Анцин, тоже летчик, но в СК эту информацию не смогли уточнить). Еще у 11 человек отобраны образцы для производства генетических экспертиз в случае возникновения необходимости их назначения.

В авиакатастрофе погиб член совета директоров ОАО «Сургутнефтегаз» Николай Медведев и еще пять сотрудников компании.

Из девяти сотрудников «Сургутнефтегаза», находившихся на борту самолета ATР-72, в этой авиакатастрофе в живых остались трое, передает «Интерфакс». Сейчас они находятся в больнице Тюмени. Также среди жертв катастрофы замгендиректора по разработке месторождений «Бурнефтегаза» Сергей Шибакин и замгендиректора той же компании, главный геолог Александр Искрин.

Самолет АТР-72 вылетел из аэропорта Рощино в Сургут около 5.33 мск, но рухнул в 3—5 километрах от взлетно-посадочной полосы, раскололся на три части и загорелся. Из 43 человек, находившихся на борту, выжили только 12. По данным МЧС, четверо находятся в крайне тяжелом состоянии. Во вторник один из пострадавших перевезен для госпитализации в Москву.

Уральской транспортной прокуратурой организована проверка исполнения федерального законодательства при осуществлении территориальными государственными контролирующими органами в сфере воздушного транспорта своих полномочий. В Тюмени объявлен траур, 7 апреля на площади Памяти пройдет траурная акция «Мы скорбим».