Туристы спасаются от отдыха бегством

Пострадавших из-за банкротства «Ланты-тур» туристов за границей больше, чем предполагалось

Из-за банкротства «Ланты-тур» за рубежом на чемоданах сидят около трех тысяч обманутых туристов. Ростуризм призывает пострадавших сохранять хладнокровие и в крайних случаях требовать содействия консула. Банкротство туроператора стало неожиданностью, но некоторые агентства прекратили сотрудничество с «Лантой-тур» еще осенью: уровень обслуживания становился все хуже и хуже.

Последствия неожиданного банкротства одной из старейших туристических компаний на российском рынке повлияют не столько на финансовое состояние туристов, сколько на репутацию туристического бизнеса. Так считают представители Российского союза туриндустрии (РСТ). Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина на пресс-конференции в понедельник рассказала, что «последствия для туристов достаточно позитивные, а вот для рынка это колоссальный удар». По словам Тюриной, за границей в субботу, на следующий день после объявлении об остановке финансовой деятельности компании, находились 2700 туристов. Однако представитель Федерального агентства по туризму России Олег Мосеев заявил «Газете.Ru», что на самом деле число туристов, застрявших за рубежом, достигает трех тысяч человек.

Россияне не могут выехать на родину, потому что отели в Таиланде, Вьетнаме, Мексике, Италии и Чехии удерживают их документы, чтобы получить деньги, которые на самом деле гостиницам должен вернуть туроператор.

Тем не менее, по словам Мосеева, консульства России в этих странах соглашаются взаимодействовать с агентством по туризму и по возможности призывают отели соблюдать цивилизованные нормы поведения по отношению к туристам. В особо сложных ситуациях приходится действовать по-другому. Так, в воскресенье в Таиланд вылетел заместитель руководителя Ростуризма Георгий Саришвили, чтобы заняться решением проблем клиентов «Ланты».

Пользователь Twitter BukashinD комментировал происходившее с ним во время отпуска во Вьетнаме в гостинице Hai Au. По его словам, сначала туристам отменили оплаченные экскурсии и отказали в трансфере в аэропорт, позже он обнаружил, что из папки информации «Ланты-тур» в отеле исчезло все содержимое. Турист успел забрать паспорта до того, как в воскресенье отель потребовал оплатить проживание. Вскоре после этого полиция перекрыла выход постояльцев из отеля. Как сообщил в своем микроблоге пользователь, им удалось «обмануть охрану отеля» и «вырваться, бросив часть вещей». Несмотря на то что билеты у микроблогера были на 1 февраля, компания «Трансаэро» посадила его со спутниками на ближайший рейс.

Готовность авиакомпаний помогать туристам подтвердила Ирина Тюрина. «Если кто-то хочет улететь раньше из-за проблем с отелями, их сажают на свободные места без доплат и штрафов, то есть нет проблемы с перевозкой», — рассказала она.

В то же время некоторые пытаются нажиться, воспользовавшись ситуацией. Пресс-секретарь РСТ рассказала, что гиды принимающих компаний продают туристам экскурсии и исчезают с деньгами. В другом случае ученым, вылетающим на симпозиум в Париж, пришлось выложить за свои паспорта 10 тысяч рублей, чтобы самостоятельно купить билеты. В РСТ опасаются, что из-за финансовой несостоятельности «Ланты-тур» интерес к работе туроператоров в целом упадет, на смену ему придет самостоятельное бронирование.

В турагентстве «Формула отпуска» считают, что самостоятельное бронирование — уже давняя тенденция, не зависящая от репутации туроператоров. «Растет количество интернет-пользователей, люди перестают бояться посольств, и многие самостоятельно подают документы, бронируют гостиницу и билеты», — рассказала «Газете.Ru» генеральный директор агентства Юлия Кабелкайте.

Несмотря на то что пока не объявленное банкротство «Ланты-тур» стало для Ростуризма неожиданностью, представители агентства пытаются объяснить произошедшее общей ситуацией на рынке турбизнеса, неправильным поведением русских туристов и другими внешними обстоятельствами. Ирина Тюрина заявила, что рынок «погряз в демпинге» и поэтому, чтобы как-то удержаться на плаву, многие работают в убыток. Кроме этого Мастер-банк вовремя не дал прогоревшему туроператору кредит. Также, по мнению Тюриной, неправильно работают «Аэрофлот» и другие авиаперевозчики, которые берут с туроператоров депозит за бронь билетов, но потом не позволяют снимать лишние рейсы, и туроператор этот депозит теряет. Российские туристы также не способствуют нормальному развитию турбизнеса.

«Для россиян решающий фактор – цена, они берут самую дешевую поездку. В массовом сознании туристов еще не укрепилась мысль, что, чем дешевле поездку они берут, тем больше они рискуют», — сказала Тюрина.

Для некоторых турагентств, ранее сотрудничавших с «Лантой-тур», банкротство компании, напротив, неожиданностью не стало. Агентство «Флайтрип» прекратило совместную работу с компанией еще осенью. «Мы столкнулись с тем, что билеты туристов не были оплачены. В последние годы московский офис плохо работал, уровень компании снижался», — рассказывает представитель компании Олег Резник.

Одна из бывших сотрудниц прогоревшей компании «Ланта-тур» рассказала «Газете.Ru», что персонал не догадывался, что вот-вот останется без работы, но, по слухам, близкие к руководству лица знали о приближающемся крахе компании за два месяца. «Зарплату за январь не выплатили, в понедельник уволилась по крайней мере половина штата, Людмила Пучкова (руководитель «Ланты-тур») собрала сотрудников компании, попросила прощения, что так получилось, и ушла», — рассказала собеседница на условиях анонимности.

Страховщик компании «Ингосстрах» заявил о своей готовности выплатить пострадавшим деньги. По подсчетам представителей Ростуризма, страховка в 100 млн рублей должна полностью покрыть расходы туристов, поскольку компания успела продать около тысячи туров средней стоимостью 40 тысяч рублей каждый.