Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Таджикистан готовит отступление

Прокуратура Таджикистана согласна на смягчение приговора летчикам

Анастасия Берсенева 15.11.2011, 17:47
Владимир Садовничий и Алексей Руденко РИА «Новости»
Владимир Садовничий и Алексей Руденко

Прокуратура Таджикистана попросила суд снизить срок русским летчикам, осужденным за контрабанду и незаконное пересечение госграницы. Представители компании — владельца самолетов говорят о возможности потребовать от мировых авиационных властей лишить Таджикистан права выполнять международные полеты.

Во вторник власти Таджикистана сделали первый шаг навстречу России в деле о летчиках — россиянине Владимире Садовничем и гражданине Эстонии Алексее Руденко. Они были осуждены на восемь с половиной лет за контрабанду авиационного двигателя, который они использовали в качестве запчастей, и за незаконное пересечение границ, хотя компания — арендатор самолетов получила от республики разрешение на пролет.

Прокуратура Хатлонской области Таджикистана направила протест в областной суд на решение суда города Курган-Тюбе, где были осуждены летчики. «Прокуратура Хатлонской области считает приговор, вынесенный городским судом 8 ноября, слишком суровым.

Учитывая личности осужденных и то, что они являются гражданами стран — стратегических партнеров Таджикистана, мы просим областной суд смягчить наказание для двух летчиков»,

— сказал информационному агентству «Азия-плюс» начальник отдела по надзору за судебными органами облпрокуратуры Шохрух Раджабов. Ранее во время судебного процесса обвинение просило лишить пилотов свободы на 13 лет, но судья остановился на 10 с половиной годах, а затем сократил срок еще на два года, применив амнистию.

В областном суде также сейчас находится кассационная жалоба от адвоката пилотов.

Представители компании — владельца самолетов Ан-72, на которых летали пилоты, Rolkan Investmens Ltd заявляют, что их устроит только полное признание летчиков невиновными. «Прокуратура до сих пор не признает грубейшее нарушение прав летного состава», — заявил «Газете.Ru» представитель Rolkan Валерий Пфефер. Он добавил, что сейчас в авиационной среде обсуждают возможность влияния на Таджикистан по собственным каналам.

«Мы — ассоциация пилотов России, а также ассоциация пилотов Евросоюза (Руденко — гражданин Эстонии) — будем требовать от международных авиационных властей лишить Таджикистан права выполнять международные рейсы

из-за того, что они нарушают и попирают Международный воздушный кодекс», — заявил Пфефер. Он сообщил, что это прошение планируется подать в Канаду, где находится Международная организация гражданской авиации (ИКАО). На суде летчик Владимир Садовничий объяснял судье, что, согласно международному праву, а также Воздушному кодексу Таджикистана, командир воздушного судна имеет право запросить вынужденную посадку, даже если у него нет разрешения на пролет. «Конечно, власти страны имеют право сбить самолет, если есть угроза безопасности, но, чтобы всех подряд не сбивали, в законе перечислены характеристики воздушного судна, которое может быть признано нарушителем границ», — заявил летчик. В числе таких условий отказ от общения с диспетчерами и отсутствие опознавательных знаков на борту. Ан-72 имели опознавательные знаки, а их командиры вели переговоры с диспетчерами.

«Таджики создали неприятный прецедент: следующий самолет будет лететь над какой-нибудь страной, что-то случится, и надо будет объявлять вынужденную посадку. И командир будет думать: или я разобьюсь, или меня могут посадить в тюрьму, — поясняет Пфефер. — Они сами не понимают, что они делают». В профсоюзе летного состава России пока что не прокомментировали это заявление.

Говоря об уголовном деле в отношении руководителя Rolkan летчика-испытателя Сергея Полуянова, Пфефер сообщил, что Таджикистан грозил главе компании Интерполом еще четыре месяца назад.

«На это мы сказали: мы никуда не скрываемся, подавайте официальный запрос в российские правоохранительные органы, Полуянов придет в прокуратуру, но в Душанбе не полетит», — сказал собеседник.

Представитель Rolkan еще раз напомнил, что, по их мнению, дело летчиков возникло из-за интереса к двум российским военным самолетам Ан-72, которые могут садиться на любую поверхность и даже летали в Арктику. Пфефер заявил, что, по их данным, схему изъятия самолетов придумали в компании Khatlon, располагающейся в Арабских Эмиратах и связанной с Таджикистаном. «Это я четко знаю, у нас тоже есть связи во всех этих инстанциях», — заявил Пфефер. Он уверен, что компания — арендатор самолетов Aerospace Consortium была в курсе происходящего и тоже причастна к бедам летчиков. «Все началось в конце 2010 года, когда Aerospace Consortium перестала платить аренду за самолеты, там говорили, что деньги скоро будут», — вспоминает Пфефер. Затем в конце февраля в департамент гражданской авиации Афганистана, где работали самолеты, пришло письмо от некоего Тимура, который заявил, что у самолетов нет регистрации, а последняя — в Грузии — закончилась в 2008 году. Из-за этого афганские власти предложили компании Supreme Food, продукты которой для войск НАТО перевозили летчики, приостановить полеты до прояснения ситуации, но компания решила отказаться от услуг этих самолетов и нанять другие. После этого руководство Aerospace Consortium направило экипажи в Таджикистан.

«Я знаю этого Тимура, говорил с ним по телефону, он все предлагал встретиться и денег хотел, — заявил Пфефер.

— Он афганец, даже говорит по-русски, но часто находится за границей, в основном в Арабских Эмиратах, он тоже из той компании, это все одна банда».

Именно Khatlon через Aerospace Consortium передала разрешение на пролет самолетов в Таджикистан, которое потом было признанно недействительным, говорит Пфефер. По его словам, после ареста летчиков защита не раз пыталась связаться с Aerospace Consortium, но они не отвечали. Просьбы «Газеты.Ru» о комментарии оставлены компанией-арендатором также без внимания. «Aerospace Consortium еще осталось нам должно $2 млн за аренду самолетов — контракт с ними еще не разорван, а также около $2,5 млн за стоянку и обслуживание в аэропорту Кабула», — добавляет Пфефер.

В ближайшее время ожидается продолжение развития ситуации вокруг дела летчиков.

Во вторник в Душанбе должны состояться переговоры между послом России в Таджикистане Юрием Поповым и местными властями. Попов на минувших выходных находился в Москве и привез в республику официальную позицию России.