Российские школы готовятся с началу нового учебного года. Как сообщил замглавы Министерства образования Максим Дулинов, в школы отправятся 1 464 779 первоклассников — на 33 тысячи больше, чем в прошлом году, передает РИА «Новости».
Еще на прошлой неделе Андрей Фурсенко, выступая на педагогической конференции во Владивостоке, заявил, что из-за демографического всплеска через пять лет Россия столкнется с серьезной нехваткой школ. «У нас недостаточно детских садов, а через пять лет начнутся проблемы и со школами. Но они могут быть решены при подъеме экономики», — цитирует министра «Интерфакс». Для того чтобы построить необходимое количество новых школ, по мнению Фурсенко, в течение ближайших пяти лет нужно выделить 300 млрд рублей из федерального бюджета и столько же из региональных.
Впрочем, пока ситуация с наличием мест и готовностью школ к 1 сентября, по данным ведомства, в целом благополучная.
По словам Дулинова, из 47 тысяч школ по всей России не успели закончить ремонт только 20 учебных заведений. Остальные школы, по его словам, готовы и к учебному году, и к введению нового стандарта начального образования.
В прошедшем учебном году стандарт «обкатывался» в ряде школ в виде эксперимента, а с 1 сентября он будет действовать по всей стране. Стандарт для начальной школы предполагает новую для российских школ образовательную методику — «системно-деятельностный подход»: если раньше ученикам начальных классов все объясняли и показывали, то теперь они должны учиться сами находить информацию и анализировать ее. Стандарт предусматривает развитие материально-технической базы школ, системы внеурочных дополнительных занятий по различным направлениям, информатизацию всего учебного процесса. Информатика как отдельная дисциплина будет изучаться с первого класса. В итоге к окончанию четвертого класса дети должны будут уметь пользоваться компьютером, печатать на клавиатуре двумя руками, находить в интернете информацию и пользоваться ею, делать электронные презентации и иллюстрировать ими свои устные ответы.
Изменения ждут и учеников старших классов.
В новом учебном году во всех российских школах могут ввести предмет «Основы религии». Правда, для этого министерству нужно удостовериться, что учебные заведения к этому готовы.
«Сейчас мы собираем информацию о готовности регионов к введению этого школьного курса со следующего учебного года», — сообщил Максим Дулинов. Эксперимент по преподаванию этого предмета начался в 2009/2010 году в 19 российских регионах, а сейчас в нем участвует уже 21 регион. Всего, по данным Минобрнауки, в прошлом году в эксперименте были задействованы почти 240 тысяч учеников четвертых и пятых классов, которые могли выбрать из шести различных модулей («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики») тот, который им ближе всего.
Главными проблемами в преподавании предмета на сегодняшний день эксперты считают отсутствие квалифицированных преподавателей, слабые учебные пособия, а также невозможность свободного выбора модулей у учеников и их родителей.
В ходе дискуссии со стороны экспертов не раз звучали предложения не делить предмет на религиозные модули, а объединить их в одно целое. «Пока что, по нашим данным, опыт экспериментальных регионов отрицательный и транслировать его на все регионы – неправильно. Должен быть один предмет, нельзя делить детей по идеологическим признакам и сеять ненависть. Эксперимент доказал, что большинство родителей выбирают «нейтральные» модули «История религии» и «Светская этика», поэтому чиновникам из министерства нужно выйти с предложением сделать один объединяющий предмет, и в таком случае его можно вводить во всех регионах», — считает член общественного совета при Минобрнауки, руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер.
К началу нового учебного года свои предложения относительно школьного образования озвучил и глава государства.
«Я даю поручение правительству до 1 февраля обеспечить обязательный учет различного рода достижений учащихся в период обучения и при итоговой аттестации с тем, чтобы все, что делает ученик и в первые годы обучения, и с пятого по девятый класс, также входило в конечном счете в итоги его образования и учитывалось при итоговой аттестации», — заявил Дмитрий Медведев на прошедшем в среду заседании комиссии при президенте по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, передает ИТАР-ТАСС. Сейчас учитываются лишь результаты обучения в старших классах.
«Подобное предложение является абсолютно правильным. Необходимо восстановление в правах аттестата зрелости, который не случайно так назывался. Не нужно путать долгий путь школьника и всю картину его достижений со стрессовой ситуацией ЕГЭ. Чем больше мы даем возможности оценить достижения человека, тем лучше. Мы будем иметь более адекватную картину выпускника», — прокомментировал «Газете.Ru» инициативу президента директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.
Кроме того, президент предложил российским миллиардерам проводить в школах специальные уроки «История жизненного успеха».
«Есть идея: я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов, в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов, и скажу, чтобы все начали преподавать в школах», — заявил он. Когда могут начаться такие уроки, неизвестно. Комментариев от бизнесменов пока не последовало.