Столица усиленно информатизируется

Столичное правительство одобрило программу информатизации города на 2012—2016 годы

Thinkstock/Fotobank.ru
Столичное правительство одобрило пятилетнюю программу тотальной информатизации госорганов и рядовых москвичей «Информационный город». На окончательную оцифровку госуслуг, компьютеризацию школ и медучреждений, совершенствование системы видеонаблюдения и установку системы ГЛОНАСС на мусоровозы мэрия планирует потратить четверть годового бюджета города — 329 млрд рублей. Эксперты сомневаются, что столь большие суммы будут использованы эффективно.

Столичное правительство на своем заседании во вторник одобрило программу информатизации города на 2012—2016 годы. Открещиваясь от наследия прежней администрации, в мэрии даже поменяли название программы: место лужковской «Электронной Москвы» занял «Информационный город» Собянина. Как было заявлено, программа уже согласована с органами исполнительной власти Москвы, получила одобрение на площадке РФ и со стороны экспертного сообщества. Осталось формальное обсуждение документа с профессиональным сообществом и заинтересованными гражданами. И осенью «Информационный город» будет принят окончательно, после чего вместе с другими 17 целевыми программами (развитие транспорта, образование, здравоохранение) ляжет в основу городского бюджета.

В рамках «Информационного города» разработаны четыре подпрограммы: развитие информационных технологий для повышения качества жизни, создание интеллектуальной системы управления городом, создание общедоступной информационно-коммуникационной среды и развитие средств массовой информации и рекламы. Отвечать за реализацию амбициозных планов мэрии будет департамент информационных технологий, соисполнителями выступят еще два департамента: СМИ и рекламы и транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

За пять лет, отведенных на реализацию программы, в мэрии намерены завершить проект «Электронное правительство» и перевести в электронный вид большинство государственных услуг.

Для доступа к этим сервисам горожане будут получать электронные цифровые подписи (ЭЦП), к 2016 году они должны быть более чем у 80% москвичей. Планируется даже, что к окончанию срока действия программы в правительственных организациях появятся электронные «жалобные книги». В рамках программы предусматривается также создание интеллектуальной транспортной системы и совершенствование систем видеонаблюдения и безопасности (ожидается, что к 2016 году 95% территории Москвы будет покрыто сетями связи 4G, системами наружного видеонаблюдения будут охвачены 75% городской территории и почти 100% жилых домов).

Намереваются в мэрии заняться и информатизацией жилищно-коммунального хозяйства города. Система интеллектуального управления городом будет отслеживать состояние свыше 70% объектов городского хозяйства, а данные общедомовых и внутриквартирных счетчиков будут собираться и обрабатываться в автоматическом режиме.

Кроме того, планируется оборудовать системой ГЛОНАСС уборочную технику и машины, занимающиеся вывозом мусора.

Среди основных целей программы также информатизация школ и медицинской отрасли. Как уточнил на заседании руководитель департамента информационных технологий Артем Ермолаев, к 2016 году порядка 50% учебного процесса будет основано на информационных технологиях, для чего на 100 учеников должно приходиться 20 персональных компьютеров, подключенных к высокоскоростному интернету. Что до медучреждений, то в них, по словам чиновника, будет создана базовая инфраструктура для решения широкого круга задач — от организации электронной записи к врачу до создания аналитической базы по здравоохранению в целом.

Цена вопроса впечатляет, на реализацию программы мэрия планирует потратить четверть годового бюджета города — 329 млрд рублей.

При этом создание интеллектуальной транспортной системы будет финансироваться в рамках другой программы — «Развитие транспортной системы 2012—2016 гг.». Предполагается, что 40% объема финансирования придется на внебюджетные источники и частных инвесторов. Но даже в этом случае нагрузка на казну составит около 200 млрд рублей.

Впрочем, по мнению городских властей, подобные затраты оправданы. «Государственные услуги в электронной форме — это часть административной реформы, — объяснил «Газете.Ru» председатель комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников. — На это не стоит жалеть денег, так как в конечном итоге они окупятся, хотя бы за счет сокращения числа чиновников. Уже сейчас мы имеем существенную экономию средств по проходящим в электронном виде тендерам».

Кстати, электронные торги — гордость прежнего градоначальника — стали последним материализовавшимся мероприятием программы «Электронная Москва».

А год назад был запущен «Портал государственных услуг города Москвы» (действовавший, правда, только как доска объявлений, из интерактивного на нем можно было найти лишь ранее существовавшую «электронную приемную», предназначенную для упрощения получения услуг, оказываемых в режиме одного окна).

Напомним, рассчитанная изначально на 2003—2007 годы «Электронная Москва» предполагала траты на информатизацию города в размере 62 млрд рублей. Цели провозглашались те же, что и сегодня: электронное оказание услуг в сфере ЖКХ, экологии, транспорта, соцобеспечения, здравоохранения и образования. На 2009—2011 годы была принята еще одна программа «Электронная Москва» с бюджетом 28,8 млрд рублей. Впоследствии расходы были урезаны из-за кризиса. А в августе 2010 года действие программы вообще было приостановлено и вместо нее появился сокращенный план мероприятий по «Электронной Москве» на 2010 год.

Однако цели, которые заявлялись при создании «Электронной Москвы», — выведение Москвы на уровень электронных технологий, соответствующий статусу столицы, — так и не были достигнуты.

И большинство москвичей сталкивались с «Электронной Москвой», только проходя через турникеты и оплачивая проезд в автоматизированной системе контроля проезда на общегородском транспорте. Свои более чем скромные результаты исполнители программы (ОАО «Электронная Москва», 99,75% которого принадлежало департаменту имущества Москвы) объясняли недофинансированием. Мэрия, в свою очередь, упрекала их в неэффективном распределении бюджетных средств, из-за чего ни один проект не был доведен до конца.

Новый мэр выступил с резкой критикой существующей программы информатизации в самом начале своей работы и пообещал, что программа «будет пересмотрена и реально заработает в течение года». Он создал комиссию по устранению административных барьеров и модернизации программы «Электронная Москва» и сам же ее возглавил. К слову, в свою бытность вице-премьером и руководителем аппарата правительства РФ Сергей Собянин как раз курировал проект «Электронное правительство». Удастся ли ему сделать то, что не смог Лужков, покажет 2016 год.

Пока же особых успехов в деле информатизации Москвы не наблюдается.

В этом плане стал показательным прошедший на прошлой неделе в Мосгордуме «круглый стол» о готовности московских школ к переходу на новые стандарты начального образования, называемые иначе «стандартами информатизации». Как выяснилось, несмотря на то что задача была поставлена более года назад, а из бюджета на переоснащение «пилотных» школ был выделен 1 млрд рублей для приобретения учебного оборудования и еще столько же на приобретение средств ИКТ (получатель — департамент информационных технологий), к выполнению федерального закона с 1 сентября 2011 года Москва оказалась не готова.

Хотя в выбранных для пилотного проекта 186 школах прошли переподготовку все педагоги, методисты и директоры, работать по новым стандартам они не смогут: в настоящий момент департамент образования только объявил аукционы на приобретение учебного оборудования на сумму почти в 725 млн рублей, из них состоялось аукционов на сумму 258 млн рублей.

Аукционы на приобретение компьютерного оборудования еще даже не объявлялись.

Между тем, как опасаются эксперты, на динамично меняющемся рынке информационных технологий, где быстро устаревают и оборудование, и программное обеспечение к нему, велика опасность не только неэффективного, но и нецелевого использования бюджетных средств.

По словам члена координационного совета Комитета по борьбе с коррупцией Ирины Рукиной, бюджет не достигшей своих целей «Электронной Москвы» был значительно раздут. Расходы же на «Информационный город» колоссальны и просто пугают. «Расходование таких огромных средств должно быть прозрачно, — считает она. — В программе должно быть определено, на что именно будут тратиться деньги, сколько в ее рамках будет обучаться и работать людей, показаны конкретные объекты, а не просто перечислен набор мероприятий. Очевидно, у мэрии есть какой-то глубоко законспирированный проект, но мне он не известен».

По мнению лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина, столь масштабные программы надо внедрять поэтапно и «не пугать такими расходами». «Стоило бы сначала решить одну проблему, а потом брать за другую, считает Митрохин. — А когда берутся за все сразу и деньги должны быть непременно «освоены», неизбежны разбазаривание и разворовывание средств. Тем более это опасно в ситуации отсутствия контроля. А в Москве такого контроля нет. Мосгордума на это не способна в принципе. А Контрольно-счетная палата может осуществлять только точечные проверки».