Ту-154 раскачался до проверки

Инцидент с раскачивающимся военным самолетом Ту-154 проверит прокуратура

youtube.com
Военная прокуратура заинтересовалась происшествием с Ту-154, который едва не рухнул вблизи подмосковного аэродрома Чкаловский. Машина, простоявшая на земле около 10 лет, сразу после взлета начала сильно раскачиваться в воздухе. Пилоты чудом посадили самолет.

В среду представители Главной военной прокуратуры сообщили о начале проверки по факту инцидента с самолетом Минобороны Ту-154. Как рассказали сотрудники ведомства РИА «Новости», проверяется вся предполетная документация, а также действия авиаслужб, готовивших машину к вылету.

Прокуроры намерены выяснить, кто виноват в том, что самолет едва не рухнул сразу после взлета.

По результатам проверки будет принято процессуальное решение. Возможно, будет возбуждено уголовное дело, пояснили в ведомстве.

Инцидент произошел 29 апреля на подмосковном аэродроме Чкаловский. Самолет Ту-154 стоял на хранении порядка десяти лет, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителя авиапрома. «Его было решено перегнать с Чкаловского на авиаремонтный завод в Самару», — пояснил источник агентства. Однако сразу после взлета стало ясно, что самолет движется явно не так, как нужно.

На то, как борт вел себя в воздухе, могут посмотреть все желающие. На аэродроме находилось множество людей, которые засняли происшествие и выложили ролики в интернет.

Все происходило на небольшой высоте, и складывалось ощущение, что самолет неуправляем. Машину заваливало то на одно крыло, то на другое.

Летчики тут же направились обратно на аэродром, однако первый заход на посадку не удался. Во время второго захода машину буквально болтало в разные стороны. Наблюдатели с земли не могли удержаться от взволнованных комментариев. Момента посадки не было видно — самолет скрылся за деревьями. Позже стало известно, что посадка была совершена благополучно. Экипаж не пострадал.

Судя по всему, в воздухе отказала система управления, и летчикам пришлось управлять машиной с помощью двигателей, изменяя их тягу, и элеронов, пояснил «Газете.Ru» летчик-испытатель Александр Акименков.

«По тем периодическим колебаниям, которые был зафиксированы камерой, можно предположить, что управление обычными аэродинамическими рулями свелось к минимуму или оно вообще отказало и летчики заходили, используя двигатели», — пояснил собеседник. По его словам, на Ту-154 первый и третий двигатель стоят достаточно далеко друг от друга, и между ними располагается второй двигатель. «Чтобы влево развернуться, левый двигатель надо поставить на малый газ, а крайний правый — на полный газ. Чтобы направиться вниз или вверх, верхний двигатель — на полный, а остальные надо «прибрать», и наоборот», — говорит летчик. По его словам, это чрезвычайно сложно. На форуме портала avia.ru представители авиации единодушно признали, что летчики совершили настоящий подвиг, посадив машину целой.

«Этот маневр является обязательным элементом испытательных программ для самолетов, — говорит Акименков. — Предлагается выбрать облако, представить, что это взлетно-посадочная полоса, и «сажать» самолет на него, не касаясь ни рулей, ни педалей, ни штурвала. Второй пилот страхует».

По словам Акименкова, десять лет простоя — не большой срок для Ту-154. «Это для электроники большой срок, а на этой машине электронных приборов не было», — сказал собеседник.

Акименков пояснил, что перегонка самолетов на капитальный ремонт — хороший заработок для летчиков-испытателей.

«А как их еще до завода довезти? На поездах не получится, поэтому только перегоном. На таких машинах, на которых мало что работает, летчики-испытатели зарабатывают основные деньги, — говорит он. — Впрочем, тут самолет военный, на нем вряд ли много получишь».

Разумеется, говорит летчик-испытатель, перед отправкой самолета на завод его состояние тщательно изучается. Машину, которая может упасть, никто не разрешит поднять в воздух. На вопрос, могли ли военные отправить в полет самолет с проблемами в рулевом управлении, Акименков дал категорический ответ. «Вы что, кто же на себя такую ответственность возьмет — отправить самолет, у которого рули не работают!» — заявил он.

Минобороны не комментирует инцидент с самолетом. Ту-154 сейчас находится в ангаре на аэродроме Чкаловский, где его осматривают эксперты.