Пираты сели спокойно

Шестеро захватчиков сухогруза Arctic Sea получили от 7 до 12 лет колонии

ИТАР-ТАСС
В Архангельске вынесен приговор шестерым захватчикам сухогруза Arctic Sea. Признававшие свою вину пираты заслужили снисхождение суда, а самый большой срок — 12 лет в колонии строгого режима — получил Игорь Борисов, который говорил, что оказался на Arctic Sea случайно. Суд поверил не ему, а пострадавшим морякам, которые рассказали, что Борисов их бил.

В четверг Архангельский областной суд огласил приговор по делу о нападении на сухогруз Arctic Sea с российскими моряками в июле 2009 года. Всего в рамках уголовного дела о пиратстве было арестовано девять человек, но трое захватчиков — Дмитрийс Савинс, Андрей Лунев и Сергей Демченко — заключили сделку со следствием и были осуждены в Москве. Остальных фигурантов дела привезли в Архангельск, где живут потерпевшие моряки и находится пострадавшая компания «Солчарт-Архангельск», в адрес которой поступали требования о выкупе за судно. Процесс начался в конце декабря прошлого года, и через три месяца суд вынес подсудимым обвинительный приговор.

По ч. 3 ст. 277 УК (пиратство) Виталийса Лепинса и Евгения Миронова приговорили к 7 годам лишения свободы, Алексея Андрюшина, Дмитрия Бартенева и Алексея Булева к 10 годам лишения свободы, Игоря Борисова к 12 годам.

Все пираты отправятся в колонию строгого режима, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Архангельского областного суда.

Согласно обвинительному заключению, 22 июля 2009 года Arctic Sea под мальтийским флагом с экипажем из 15 россиян вышел из Финляндии и 4 августа должен был прибыть в алжирский порт Беджайя. Однако 28 июля связь с судном в Балтийском море прервалась. Как рассказали впоследствии освобожденные российскими военными моряки, к судну подошла надувная лодка с вооруженными людьми в масках и словом Policia на комбинезонах, которые избили команду и захватили сухогруз. Однако капитану Arctic Sea удалось связаться с компанией-судовладельцем, и к операции по освобождению подключились российские военные, отбившие судно у пиратов в районе Кабо-Верде.

«Суд назначил Лепинсу и Миронову наказание ниже низшего предела (минимальный срок по этой статье 10 лет), учитывая их признательные показания и наименее значительную роль в преступлении. Вместе с тем при вынесении приговора суд учел, что захват был тщательно спланирован, люки на судне были задраены, везде установлены видеокамеры, которые позволили пиратам отслеживать каждый шаг экипажа, — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Архангельского облсуда Ксения Соловьева. — Если бы не капитан, который спрятал мобильный телефон в кармане шторы своей каюты, где его заперли, последствия могли быть гораздо более серьезными».

Собеседница также отметила, что Борисов, получивший самый длительный срок — 12 лет, был единственным изо всех подсудимых, который так и не признал вины, настаивая, что оказался среди захватчиков «случайно».

«Но материалы дела и показания других пиратов свидетельствуют о том, что Борисов участвовал в наборе людей для захвата. А моряки рассказали, что он их избивал и контролировал происходящее на Arctic Sea, заняв капитанский мостик», — рассказала Соловьева.

В качестве свидетелей обвинения в суде выступали двое уже осужденных пиратов — Савинс и Лунев. «Если Лунев отвечал на вопросы односложно, ссылался на плохую память, то Савинс дал подробные развернутые показания, отвечал на вопросы с юмором, был предельно жизнерадостен», — вспоминают в пресс-службе суда.

Напомним, Савинс, осужденный на семь лет строгого режима, рассказал, что с помощью нападения на сухогруз, больше характерного для Сомали, члены группировки хотели создать у судовладельцев иллюзию, что Балтийское море стало небезопасным. Идея, утверждал он, принадлежала эстонскому предпринимателю Ээрику-Нийле Кроссу, в прошлом руководившему эстонской внешнеполитической разведкой. За Arctic Sea планировалось потребовать крупный выкуп, а громкая история с захватом, которую все лето 2009 года обсуждали СМИ, должна была подстегнуть интерес судовладельцев к охранным предприятиям, готовым работать в Балтийском море.

Участников группы захвата Савинс и Борисов набирали в основном среди жителей Прибалтики российского происхождения: у многих подсудимых в паспорте стоит отметка «не гражданин».

«Они оказались в каком-то смысле «за бортом» жизни в своих республиках и довольно трезво осознавали, на что шли, — отмечает представитель Архангельского областного суда. — На заседаниях все вели себя сдержанно и разумно, давали показания в корректной форме. Все они прекрасно владеют русским языком, грамотно излагают свои мысли. К приговору подсудимые тоже отнеслись довольно спокойно — знали, что наказание будет серьезным».

Потерпевшими по делу о захвате Arctic Sea проходили 15 моряков, компания-судовладелец Arctic Sea Ltd. и директор «Солчарт-Архангельск». Многие из них заявили имущественные иски к пиратам, но их рассмотрят позже, в порядке гражданского судопроизводства. Огласив приговор, суд обязал пиратов выплатить каждому потерпевшему члену экипажа по 300 тысяч рублей (с каждого подсудимого по 50–60 тысяч в пользу одного моряка).

По официальным данным, которые фигурируют и в приговоре суда, на борту сухогруза находился груз древесины стоимостью 2 млн евро, который он вез из Финляндии в Алжир. Но обстоятельства таинственного исчезновения судна и внимание к Arctic Sea российских властей породили несколько версий о нелегальном грузе (от наркотиков до огнестрельного оружия и крылатых ракет). Сразу после обнаружения сухогруза глава СКП Александр Бастрыкин в своем интервью «Российской газете» не исключил, что в ходе более тщательного обыска следователям все же удастся найти под пиломатериалами запрещенный груз. «Есть варианты, что там мог быть не только лес», – сказал он, но в более поздних выступлениях заявлял, что «конспирологические версии не подтвердились».

Среди версий, выдвинутых российскими и зарубежными СМИ, была следующая: захват корабля был спланированной операцией по дискредитации России. Якобы предполагалось, что Россия перевозила на нем оружие в Иран, а сотрудники некой спецслужбы из Европы или с Ближнего Востока захватили его и угрожали обнародовать информацию о тайном грузе.

Этим, писали многие зарубежные издания, и объяснялась такая масштабная операция по спасению 98-метрового сухогруза, в которой было задействовано пять российских военных кораблей и две атомные подводные лодки, которые отправились на поиски Arctic Sea после приказа российского президента Дмитрия Медведева.

Однако следователи настаивают, что эта и любые другие подобные версии не соответствуют действительности и речь шла об обычном вооруженном захвате.

Что касается эстонского предпринимателя Кросса, которого осужденные пираты называют заказчиком преступления, его местонахождение следователям неизвестно.